«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
Александр Буйнов в марте отмечает 65-летие. А его музыкальной карьере скоро исполнится полвека: он начинал путь к славе еще в совсем юном возрасте в ансамбле «Скоморохи», созданном юным Александром Градским. Потом была служба в армии, после нее играл в ВИА «Аракс» и «Цветы». И целых 16 лет Александр отдал ансамблю «Весёлые ребята» - одному из самых популярных в Советском Союзе музыкальных коллективов. А в кризисные 90-е начал сольную карьеру, которая не прекращается и поныне.
В чем секрет его неизменного успеха у зрителей? Конечно же - в таланте, мастерстве, профессионализме. И еще, может быть, в легком, веселом нраве. Неуемной энергии. И неизменном оптимизме.
Музыкальное детство
- Александр, известно, что ваша мама имеет музыкальное образование и своей музыкальной карьерой вы обязаны ей…
- Мама в свое время закончила консерваторию, была пианисткой и считала обязательным дать детям музыкальное образование - и домашнее, и профессиональное. Так что, сколько себя помню, я рос в музыке. Как у маленького Моцарта не было выбора: он с детства выступал с отцом - так и моя дорогая мама стала меня с трех лет усаживать за пианино. Жили мы тогда в одной комнате коммунальной квартиры в Тишинском переулке. В ней, кроме пианино, стояла кровать, а посередине комнаты - стол с сахарницей. Не знаю, почему именно эта сахарница отчетливо врезалась в память... Сначала нас было трое братьев, потом родился четвертый. Первый из нас играл на скрипке, второй - на кларнете, я - на фортепиано…
- Вы учились музыке с удовольствием?
- Учился я, наверное, как все мальчишки, без фанатизма. Это девочки гораздо более старательны - в силу своих физиологических особенностей и девичьего упрямства. Своим прилежанием и щепетильностью они нас в музыкальной школе всегда переигрывали. А у нас, мальчишек, сначала в голове был футбол и только потом - джаз и «битлы». Помню, когда я после армии учился на дирижерско-хоровом отделении музучилища, профессор Бородин как-то сказал: «Девочки, вы для чего, вообще, учитесь? У вас на курсе - четыре мальчика. Вот эти двое, я вижу, точно станут дирижерами, вот эти двое, - показал он на меня и еще одного парня, - могут стать неплохими музыкантами. А вот вы для чего сюда ходите? Я не встречал за свой век ни одной женщины-дирижера!» Устроил тогда эдакий «стендап» от «Камеди Клаб», что называется. И ведь он оказался прав на 100 процентов! Двое ребят с нашего курса стали хорошими дирижерами, двое - музыкантами. А женщины в основном музыкальные педагоги.
- А вы почему не стали дирижером?
- Я инструмент всегда очень любил. После учебы сразу связался с ВИА «Скоморохи»… А потом в моей жизни появились «Весёлые ребята» на довольно длительный период…
«Весёлые ребята»
- Известно, что вся страна обожала ваших «Весёлых ребят» и лично вас как их солиста. Это был только сценический имидж или на самом деле вы такой веселый человек?
- Мы начали наше «скоморошество» вместе с Александром Градским, и у нас действительно было много смешных песен в репертуаре и на русском, и на английском языке. Музыка для молодежи - это всегда драйв и веселуха, в этом специфика молодежных групп. Что же касается «Весёлых ребят» - тут нас уже обязывало название, взятое у знаменитой комедии режиссера Григория Александрова! Людям нравилась наша музыка, наши аранжировки - и не только невзыскательной публике, но и профессиональным музыкантам. У нас был большой и сильный состав, который потом рассеялся по всему миру. Бывших «Весёлых ребят» я встречал потом и в Австралии, и в Германии, и в США - и все они были музыкантами очень высокого класса.
- У вас был дублирующий состав?
- Да, были два-три гитариста, два-три басиста, пара барабанщиков... Но хочу передать низкий поклон руководителю «Весёлых ребят» Павлу Слободкину, который, видимо, так оценивал мой талант - второго клавишника за мной не было никогда. В советские времена в ВИА всегда было много народу - это традиция. Такая же история и в группах «Самоцветы», «Песняры», если вы посмотрите. Коллектив был настолько сыгранным, что мы позволяли себе менять тональность «онлайн» - прямо на сцене, на каждой новой песне. А пели у нас почти все - чтобы не перегружать одного-единственного вокалиста. А в классической традиции групп «Битлз», «Роллинг Стоунз» в составе всего четыре-пять человек. Но Мику Джаггеру, думаю, и в страшном сне не снилось, что он дает по четыре концерта в день, а для нас это была обычная история.
- Четыре концерта в день?!
- Бывало и больше - и по шесть, и по девять концертов. Поиграли - час перерыва - и опять на сцену. Мы - трудоголики! И даже сейчас в моей группе «Чао» нет такого понятия: «ушел на бюллетень», «заболел». «Будете отдыхать на погосте в деревянных костюмах!» - так я своим говорю. И меня понимают - иначе не работали бы со мной по двадцать лет.
«Я встретил Алёну…»
- Александр, а легко ли было вам, после стольких лет работы в крепком большом коллективе, отправиться в «свободное плавание» - начать сольную карьеру?
- Сначала я просто обрадовался свободе - звонил всем и делился новостью. На дворе был 1989 год… Я сначала думал заняться рок-н-роллом, уйти в андеграунд, в «полуподвальное» пространство. Вместе с рок-группой «Аракс» - с ребятами, с которыми мы по молодости играли вместе. Но они к тому времени уже плотно сидели в «Ленкоме» у Марка Захарова. И пока я искал, с кем бы мне снова схлестнуться в этом счастье и что-то такое сотворить, встретил Алёну…
- Ваша супруга вам как-то помогла определиться?
- Дело в том, что я, ничтоже сумняшеся, планировал пару лет перебиться старым материалом «Весёлых ребят». В те времена было достаточно написать на афише приставку «экс» - и люди шли валом, полные залы были гарантированы. Собственно, все так и делали. Но Алёна настояла на том, чтобы я приготовил себе новый репертуар. Так и сказала: «Ты же музыкант, ты писал песни. Вот садись за фортепиано и пиши!» Я почти разозлился за нее за это. Но в итоге благодаря ей написал пару альбомов - «Капитан Каталкин» и «Билет на Копенгаген». Так что никуда от меня стадионы и дворцы спорта не убежали, а от приставки «экс» я избавился раз и навсегда. Сейчас понимаю: это решение было гораздо дальновиднее с точки зрения стратегии. Спасибо Алёне!
- А если во время концерта вас просят исполнить старые хиты «Весёлых ребят»?
- Первое время просили - и я, разумеется, исполнял, чтобы не обижать зрителей. Разве можно отказать?
- Супруга и сейчас вам помогает?
- Мы женаты двадцать лет. Алёна - мой добрый союзник, она поддерживает наш очаг любви в таком состоянии, что у нас никогда не кончаются дрова, уголь, керосин! Как говорится, наш паровоз вперед летит, а Алёна помогает мне бежать впереди этого паровоза.
- В свое время вы закончили режиссерский факультет ГИТИСа. Вам это пригодилось?
- Во времена учебы я очень любил предмет «актерское мастерство», и это мне помогает. Как режиссер я сам себе порой мешаю, а вот актеру Буйнову нравится работать с другими людьми. Я - упертый Овен, и у нас в группе происходит, как в известном анекдоте: «Мы тут посовещались, и я решил…». Я всегда всех выслушиваю, но конечное решение остается за мной.
- Вы не похожи на диктатора.
- В моем случае диктатор я только в одном: во всем, что касается музыкальных аранжировок. Я всегда говорю с музыкантами на одном языке, а если что-то в этом плане решил - это закон! Иногда во время концертов мы позволяем себе похулиганить, включить какую-либо импровизацию - если, допустим, народная песня подходит по мелодике и по смыслу. Но это должно идти только с моей подачи. Кстати, я никогда не считал себя певцом, а именно - музыкантом. Певцы - это Лев Лещенко, Зураб Соткилава, Николай Басков…
- Есть ли у вас вопросы к молодым музыкантам, вы делаете им замечания?
- Нам, конечно же, очень симпатична западная музыка - это было и будет всегда. Но мы все слишком американизировались. Приходя на прослушивание, молодые исполнители почти поголовно исполняют западную музыку - причем даже неважно, хороший у них английский или плохой. Все - девчонки, мальчишки, женщины, мужчины - поют «под одну гребенку», используя одинаковую технику, одни и те же певческие украшения. А это не всем идет, и мало кто делает это хорошо. Я не призываю, конечно, всех петь русские народные песни! Но часто в музыкальных телепрограммах наблюдаю некую растерянность со стороны молодых вокалистов, если их вдруг просят спеть что-нибудь по-русски. От неожиданности многие поют что-то в стиле «Ой, мороз, мороз…» - и получается, как правило, очень плохо. Видно, что у ребят нет в репертуаре никаких песен на русском. И это обидно. Еще не нравится, что только засветившиеся в каком-то телешоу исполнители уже считают себя звездами. И, приезжая на гастроли в разные регионы России, они пытаются вести себя как звезды, требуют каких-то особых условий. Только забывают, что звездами вообще-то их делает народ, народная любовь, а не они сами…
- Вы до сих пор гастролируете?
- Как коренной москвич, я обожаю бывать подальше от Москвы. Москва - это отдельное государство. А прикольно поехать куда-нибудь в Сибирь, от Урала и дальше, где люди совсем другие. Там - настоящие мужики и красивые женщины! И что бы мы ни творили на гастролях - а мы тоже не ангелы, а живые люди, - нужно оставлять после себя чистое пространство, чтобы все оставались довольны. Артист обязан давать автографы, даже если это длится час или больше, - это часть профессии.
- Как вы относитесь к своему возрасту?
- Легко отношусь. Знаете, мне повезло с генами: от предков мне досталось хорошее здоровье, и мне не нужно бороться с лишним весом. К тому же я всегда работаю весело, с огоньком. И вообще, я - безнадежный оптимист!
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности