«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ - известный театральный критик, редактор столичных журналов «Страстной бульвар» и «Иные берега», автор книг о жизни и творчестве всенародно любимых актеров и режиссеров. Но для Саранска она, в первую очередь, крестная мать театрального фестиваля «Соотечественники», который вот уже 10 лет собирает в нашем городе русские театры со всего мира. И за это ей низкий поклон от всех наших сограждан.
Накануне юбилейного фестиваля журналист «ВС» связался с бессменным председателем экспертного жюри «Соотечественников» и побеседовал с ней о фестивале и его дальнейшей судьбе в современном театральном пространстве.
- Наталья Давидовна, легко ли поддерживать статус международного фестиваля в нынешнее время? И каким вы видите будущее «Соотечественников»?
- Статус международного фестиваля сейчас поддерживать, конечно, нелегко. Если вы помните, на прошлом фестивале в последний момент выяснилось, что не смогут приехать театры из Украины и Узбекистана. Мы бросили клич российским театрам, и приехали театр из Самары с «Теркиным» и белгородский театр с «Куклами». В итоге все получилось замечательно, зрителям очень понравилось. А мы с прошлого года ввели новшество - теперь участниками фестиваля могут быть не только зарубежные русские театры, но и российские. Ведь все они - наши соотечественники. И это открывает для фестиваля новые горизонты, его участниками могут быть театры со всей страны с самыми интересными постановками. Исчерпать это невозможно. Объединить российские города и города зарубежья - это очень плодотворная идея. Ведь близость мы должны чувствовать душой, когда все на одной сцене, когда встречаемся, разговариваем, понимаем, что общего у нас гораздо больше, чем разделяющего. В этом плане наш фестиваль единственный.
В этом году мы пригласили многие театры, уже хорошо знакомые саранским зрителям, полюбившиеся им по прошлым фестивалям. Решили, пусть это будет фестиваль на бис. Поэтому вы снова встретитесь с театром из Грузии (уж больно хорош их спектакль!) и театрами из Алма-Аты и Белгорода.
- Юбилей - время итогов. На ваш взгляд, 10-летие саранского театрального фестиваля - это повод для гордости?
- Думаю, да. Можно гордиться четко выработанной идеей, за которой потянулся город. Ведь Саранск, если честно, никогда не был театральным городом. И мы, затевая этот фестиваль, совершенно не были уверены, что он состоится. Вспомните, на первом фестивале аншлагов не было. А сейчас… Мы не успеваем поселиться в гостиничном номере, а у нас уже все, начиная с горничных, спрашивают, что в этом году следует посмотреть обязательно.
Можно гордиться отношением руководства республики к этому фестивалю. Петр Тултаев и будучи министром культуры, и сейчас в качестве мэра старается не пропускать ни одного спектакля. Это невероятно дорого и артистам, и зрителям, которые видят, какое значение придается фестивалю. Мне кажется, даже аура в городе изменилась. Это великое достижение. Можно гордиться командой, четкой организацией. Театры приезжают и уезжают счастливыми, а это бывает не везде, поверьте мне.
10 лет для фестиваля - это очень много. Театральное десятилетие подарили своей республике ваше руководство и организаторы. Будь моя воля, я Тултаева и Игонькина к государственным наградам бы представила.
- Почему в последние годы мы не видим на «Соотечественниках» русские театры из Прибалтики?
- Руководство русского театра в Эстонии не заинтересовано в сотрудничестве с Россией.
Литовский и рижский театры согласны приехать только за гонорар. А это противоречит нашему основополагающему принципу. Никогда ни один театр не получил денег за свое выступление на фестивале «Соотечественники». Коллективам оплачивают только дорогу, проживание и питание. Все приезжают из любви к искусству…
- Кстати, о любви. А когда родилась ваша любовь к театру и как она стала профессией?
- Любовь к театру? Наверное, я родилась вместе с ней. Я очень рано попала в театр. Это было в Ленинграде. Моя бабушка петербурженка, она часто водила меня в театр. Я влюбилась в него с первого взгляда, с первого спектакля. Потом, повзрослев, получила филологическое образование и театром занималась уже как журналист. Точнее меня решили в этом качестве использовать. Помню, как, дрожа, сдавала первые материалы о театре. С тех пор и занимаюсь этим. Я считаю, что «критик» плохое название для профессии, неправильное какое-то слово, хоть и литературное. Оно подразумевает, что «критик» будет все критиковать. А ведь эта профессия предполагает очень большую любовь к самому предмету изучения. Потому что театр - это люди, талантливые, ранимые. Я уже много лет веду семинар молодых критиков и на первых занятиях всегда говорю: «Если вы пришли на спектакль и вам все не нравится, уходите, это не ваше». Мы призваны помогать, а не критиковать. Разругать каждый может - это легко. Наша задача помочь, подсказать, увидеть достоинства и недостатки и честно, деликатно сказать об этом. Раньше многие режиссеры приглашали критиков на свои репетиции, чтобы получить взгляд со стороны, зная, что критик друг, а не враг. Трудно самому увидеть свои недостатки…
- Хорошо. Тогда можете ли вы назвать имена молодых режиссеров, за которыми будущее?
- Есть несколько очень талантливых молодых режиссеров. Я видела очень удачные спектакли. Но все они поставили по одному спектаклю, а это еще ни о чем не говорит. Я знаю много примеров, когда режиссеры очень ярко заявляли о себе, а потом скатывались в такую пошлость и цинизм… Я теперь остерегаюсь называть имена и не делаю никаких прогнозов. Театр - дело коллективное, очень много зависит от тех, с кем ты работаешь…
- Что из увиденного недавно вы привезли бы в Саранск?
- К сожалению, в последние полгода я мало что видела из-за болезни. Но в прошлом апреле в Самаре проходили «Встречи на Волге», где новосибирский театр «Старый дом» очень удивил и порадовал. Я бы хотела привезти его на ваш фестиваль. Не получилось, потому что у них на выходе премьера, где заняты все артисты, которых мы хотели видеть в Саранске. Там же был СамАрт с «Гамлетом». Очень спорный спектакль и очень интересный. В Курске наблюдается феноменальное явление, в драматическом театре имени Пушкина вот уже 12 или 13 лет идет спектакль «Сирано де Бержерак» - смотрится как премьера. Но у них гигантская сценография и задействован сценический круг. Их просто невозможно вывезти, не вылезая из нашего фестивального бюджета. Я видела изумительный кукольный спектакль «Повелитель мух» курского режиссера Валерия Бугаева. Но у нас же не фестиваль кукольных театров…
- В последнее время много говорят о скандальной постановке новосибирского режиссера Тимофея Кулябина. Что вы думаете по этому поводу?
- Тимофей Кулябин - очень талантливый режиссер. Но это человек, существующий в своем времени, забывающий, что промежуток времени, который мы проживаем, - только малая часть, вплетенная в вечность. И есть вечные ценности, идеалы, которые не трогают. Ведь Нагорная проповедь Христа до сих пор остается для нас основополагающей. В некоторых спектаклях Кулябина есть вещи, шокирующие публику. Но, повторяю, он очень талантливый человек.
- А современный театр, он вообще какой?
- Человечный. Театр, который обращен к душе и мыслям человека. Его сейчас очень мало, он в дефиците. Но он нужен зрителю. Можно полспектакля хохотать, но в какие-то моменты вам и плакать захочется, и вы обязательно задумаетесь об увиденном на сцене. Театр дает пищу для размышлений, он взывает к чувствам и мыслям. Это живое искусство, его нельзя ничем заменить.
- Вы автор книг о многих известных людях: актерах, режиссерах… Как вы выбираете своих героев? Или они выбирают вас?
- Я много общалась с Товстоноговым. И всегда знала, что когда-нибудь об этом напишу. Так же было с Кириллом Лавровым, Натальей Гундаревой и Виктором Авиловым. Книгу о Малом театре я написала по просьбе его руководителя Юрия Соломина. Рустам Ибрагимбеков тоже сам попросил меня написать о его театре, потому что я знаю этот коллектив с момента возникновения и видела все их спектакли. Прошлой осенью по просьбе Михаила Левитина, руководителя театра Эрмитаж, я написала книгу к его 70-летию. Это не «парадная» книга, а какие-то мои наблюдения. Я честно писала о спектаклях, которые мне не нравятся, ничего не приглаживала.
Галина БАЛАШОВА
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности