Не для проживания

Социум

«Центр общественного контроля в сфере ЖКХ» работает в Саранске чуть больше полугода. Основные задачи этой организации понятны из ее названия. А учитывая, что проблемы жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране воспринимаются населением очень болезненно, совсем не удивительно, что число обращений в центр измеряется сотнями. Об одном таком обращении, отразившем настоящее жилищно-коммунальное бедствие, журналисту «ВС» рассказали члены совета «Центра общественного контроля в сфере ЖКХ» Алексей Кливер и Ольга Вишнякова.

Бесхозный дом
«Только за последние месяцы 2014 года в наш Центр поступило 180 обращений. Это очень много. Конечно, чаще всего звонят из Саранска, но это не значит, что в районах Мордовии всё хорошо в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому в ближайших планах - организовать дни приёма во многих городах Мордовии. Наши активисты готовы к работе. В свою очередь главы администраций готовы предоставить помещения, обеспечить телефонную связь, интернет.
Первый выезд в район наших активистов состоялся в Красный Узел (Ромодановский район), где жители дома по ул. Школьной, д. 1, оказались в ужасной ситуации. Дело в том, что до мая 2014-го дом около восьми лет обслуживала компания ООО «Уют». За время управления этой компанией дом пришёл в аварийное состояние. Жильцы одной из квартир подали исковое заявление в суд и выиграли. Суд обязал управляющую компанию выплатить им порядка 80 тысяч рублей. После выплаты этой суммы и штрафа Жилищной инспекции в размере 7 тысяч рублей управляющая компания поставила в известность собственников дома, что она отказывается их обслуживать. И вот с мая прошлого года дом - бесхозный. Представители Жилищной инспекции говорят, что в одностороннем порядке отказаться от дома управляющая компания не имеет права, но всё зависит от того, как составлен договор. Если в договоре прописано, что управляющая компания за месяц может уведомить об отказе, тогда нарушений нет».

«Крыша течёт даже зимой!»
«Мы пригласили на встречу с жильцами представителей ромодановской администрации и сельского поселения Красный Узел. Вышли женщины, человек 15, все на эмоциях, возмущаются, каждый приглашает в свою квартиру. Когда мы ездили туда, на улице было минус 10, но даже в минусовую температуру в квартире мы увидели при входе тазики. Крыша течёт даже зимой!

Когда зашли в другую квартиру, вообще испытали шок. Девушка на восьмом месяце беременности, рядом бегает девочка 4 лет, повсюду следы от протечек, электрическая коробка открыта, от побелки мало что осталось, повсюду грибок. Видно, что вода течёт по электрическим проводам, дорожка идёт до люстры. Спрашиваю: «Что вы делаете, когда вода так заливает? Ведь это очень опасно». «Мы просто тогда свет не включаем», - отвечает хозяйка квартиры. Вы представляете, до какой степени люди ко всему привыкли?! А ведь скоро родится малыш, как тогда ночью по квартире ходить - с фонариком? Ребёнку и еду нужно погреть, и поменять пеленки… А с приходом весны пойдут дожди, и по квартире с зонтиком надо будет ходить?».

«Сложно представить, как люди живут»
«Жильцы дома сейчас платят только за коммунальные услуги - у них напрямую заключены со всеми договоры. Но какое наследство оставлено им управляющей компанией?  Крыша течёт, в подвалах по колено канализация, система водоотведения разрушена полностью. Запах ужасный, в подъезд невозможно зайти. Подъезды в доме тоже никто не убирает. Даже сложно представить, как люди здесь живут, особенно на первых этажах.
Но ведь кровля же на крыше не сразу потекла так глобально. Всё началось с того, что выход на крышу совершенно открыт. В подъездах домофонной системы нет. Заходи кто хочет и забирайся на кровлю. А мягкая кровля очень чувствительна даже на каблуки. Чем занимался «Уют»?  Почему даже элементарные замки не мог сделать?
У жителей есть и прямой договор о поставке воды - а в доме нет водоотведения. Кстати, мусор там не вывозится, хотя договор также имеется. Во дворе стоит металлический контейнер, в котором время от времени жильцы сами сжигают мусор. А дорога к дому идёт как раз мимо мусорных контейнеров, возле которых собираются стаи бродячих собак. Вечером пройти там невозможно ни детям, ни взрослым. Самостоятельно мусор в контейнерах сжигать нельзя, но у людей просто нет выхода. При этом, сами можете представить, какой стоит запах, когда его сжигают. Но представители местной администрации утверждают, что мусор отсюда вывозится регулярно. Однако мы сами видели, как «регулярно» его вывозят».

В чём виноваты жильцы?
«Администрация в курсе проблем этого дома. Но они объясняют всё тем, что в этом доме живут только неблагополучные семьи. Мол, они неплательщики, поэтому их никто не хочет обслуживать. Но это только отписка. Когда «Уют» отказался от дома, на неплательщиков стали подавать в суд, у них стали удерживать часть зарплаты. Смогли же, когда захотели?! Так же они могли работать и тогда, когда их обслуживал «Уют». Работа управляющей компании заключается не в том, чтобы просто сидеть и собирать деньги. Она должна работать в том числе и с неплательщиками. По официальным данным, которые нам дала администрация города, там неплательщиков 5 квартир из 48. Это примерно 10%, в каждом доме есть такие жильцы. Остальные 43 квартиры в чём виноваты? Жильцам должны идти квитанции на плату за капремонт. Но за ними нужно идти в администрацию сельского поселения. Как говорят сами собственники, там на столе лежат большие талмуды, и никому они не нужны. Если надо взять какую-нибудь справку, предлагают сначала оплатить капремонт… Ну взял раз в полгода человек такую квитанцию, и всё. В самой сельской администрации находятся почта, фельдшерско-акушерский пункт, соцзащита. Все там сидят. Однако подняться и раздать квитанции, поговорить с людьми никто не хочет».

«Дом не должен быть бесхозным!»
«Если дом остался без управляющей компании и жители не выбрали ни ТСЖ, ни самоуправление, ни любую другую форму управления, тогда местная администрация должна выставить обслуживание этого дома на аукцион, на конкурс, найти другую управляющую компанию. Если условия обслуживания не устраивают - значит, надо изменить условия конкурса, но в любом случае дом не должен оставаться без внимания.
Конечно, мы будем обращаться в администрацию к главе района, чтобы решили вопрос с управлением данного дома, может, даже обязали «Уют» сделать свою работу. А пока администрация заняла такую позицию, что во всём виноваты жильцы».

Будем обращаться к Матрёнину
«В первую очередь дому нужен капитальный ремонт крыши. Мы хотим выйти на Алексея Матрёнина (директор Фонда капитального ремонта), чтобы их дом включили в программу капремонта вне очереди на ближайший год, потому что в таких условиях жить просто невозможно. Кстати, жильцы обещали сами заняться сбором средств на капремонт.
Фонд капитального ремонта начал действовать только в середине прошлого года. До этого с жильцов собирали только на текущий ремонт. А за счёт этих средств много не сделаешь. Поэтому на капитальный ремонт выделялись бюджетные средства. Каждый район должен быть заинтересован в том, чтобы не доводить дома до такого состояния. Ведь почему жилец выиграл суд? Потому что управляющая компания не выполняла свои обязательства по договору. А всё дело в том, что нет контроля! Согласно Жилищному кодексу управляющие компании должен контролировать муниципалитет. Он должен этим заниматься, запрашивать информацию и перед людьми отчитываться. Но ничего такого там не делается!»

«Чиновников надо подгонять сверху!»
«Сейчас мы подготовили запросы в Министерство ЖКХ, Государственную жилищную инспекцию, чтобы разобрались - могла ли управляющая компания отказаться от дома, не выполнив обязательств. Мы не можем собой подменять органы власти, мы можем только давать информацию. Порой чиновники настолько привыкли к жалобам от простых людей, что даже на них не реагируют. Они сидят в тёплом месте - и им хорошо. Надо, чтобы их подгоняли, проверяли…».

Справка «ВС»
«Центр общественного контроля в сфере ЖКХ» создан для координации общественной работы в области ЖКХ, оказания правовой и консультационной помощи, защиты законных прав и интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства и решения их проблем. Также представители Центра оказывают юридическую помощь. Среди приоритетных направлений работы - постоянный мониторинг ситуации в сфере ЖКХ, общественный контроль за решением наиболее болезненных жилищно-коммунальных проблем, выявление фактов нарушения законности и передача материалов в контрольно-надзорные органы, внедрение лучших практик в работу товариществ собственников жилья.
«Центр общественного контроля в сфере ЖКХ» располагается по ул. Коммунистической, 33. Часы приёма - каждую среду с 15.00 до 17.00. Телефоны горячей линии: 47-01-34, 37-48-90 (с 8.00 до 17.00). Е-mail: gkh13rm@mail.ru.

Людмила АНЮТИНА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости