Мы за ценой (не) постоим

Социум

Сетевые магазины замораживают цены на базовые продукты питания

Такого не смогут вспомнить, пожалуй, даже старожилы. Крупнейшие российские ритейлеры - «Магнит», «X5 Retail Group», «Ашан», «Дикси», «Metro Cash&Carry», «Лента» - договорились на два месяца заморозить розничные цены на социально значимые продукты питания. Чуть позже о своем желании присоединиться к соглашению друг за другом стали заявлять и другие сети. Немного удивленная ФАС затею, конечно же, одобрила, позволив россиянам практически до самых майских праздников забыть о бесконечной череде подорожаний последнего времени.

В ответе за все
Доселе в новейшей истории России не было похожего прецедента. Цены и раньше на некоторое время снижались, но неизменно - либо с целью стимулирования спроса под лозунгом «Налетай, подешевело!», либо под нажимом властей.
Данные официальной статистики неумолимы. Так, по сведениям Росстата, индекс потребительских цен на продовольственные товары вырос за прошлый год на 15,4 процента (в 2013 году для сравнения - на 7,3%). Самое значительное подорожание продуктов зафиксировано в Калининградской области (на 22,7 пункта). Напротив самое скромное (на 3,3%) - на Чукотке. Мордовия, к слову, оказалась где-то в середине списка, повышение цен здесь составило 16,8 процента.
В Саранске, например, килограмм свинины подорожал за прошедший год со 191,8 рубля до 249,6 рубля, куриного мяса - с 88,2 до 119,2 рубля, замороженной рыбы - с 80,4 до 116,7 рубля, подсолнечного масла - с 66 до 76,2 рубля, пшена - с 21,2 до 25,3 рубля, макаронных изделий - с 32 до 37,3 рубля. Аналогично прибавили в цене 2,5-процентное молоко (с 33,2 рубля до 36,8 в январе 2015-го), сливочное масло (308,2 руб. и 356,2 руб. в начале этого года), морковь (22,2 и 28,4 руб. соответственно), картофель (19,8 и 24,7 рубля), а также куриные яйца (45,7 против 51,5 рубля за десяток в начале нынешнего года). Особняком в этом списке стоят разве что сыр (стоимость которого за год взлетела с 312,9 до 385,7 рубля), рис (35,9 и 56,6 рубля) и сахар-песок (26,8 и 50,7 рубля в январе нынешнего года). Не говоря уж о ставших почти золотыми капусте (которая в начале прошлого года стоила 12,1 рубля, а месяц назад - 26,8 рубля) и гречке-ядрице (рост с 24,7 почти до 64 рублей).
Правда, никакого более или менее четкого перечня продуктов, на которые ритейлеры предполагают стабилизировать цены, нет и в помине. По замыслу торговые сети должны самостоятельно сформировать свои продовольственные корзины исходя из утвержденного правительством еще в 2010 годах списка социально значимых продовольственных товаров (в него входят хлеб, мясо, молоко, яйца, чай, сахар, а также некоторые виды овощей и круп - всего почти четверть сотни наименований). При этом особо подчеркивается, что речь идет об одностороннем обязательстве. То есть цены зафиксируют сами продавцы, без оглядки на производителей и посредников. Они же возьмут на себя и все инфляционные риски, пусть даже в ущерб собственной доходности.
Как ни парадоксально, именно при анализе таких формулировок и раскрывается истинный замысел инициаторов соглашения. Во-первых, большинство крупных розничных сетей и без того уже объявили о сдерживании цен на базовые продукты питания. Это сделали и представленная в Мордовии «X5 Retail Group» (в которую входят магазины «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») и пока не имеющие здесь своих супермаркетов «Дикси», «Лента» и «Metro». А те компании, что обошлись без громких заявлений, в сущности, тоже нашли, чем ответить на рост продовольственной инфляции. Одни - как «SPAR»-«EuroSPAR» - расширили ассортимент заведомо более дешевых товаров, выпущенных под собственными торговыми марками. Другие, заморозив цены на какие-то отдельные продукты, банально увеличили торговую наценку на товары из категории так называемого «продовольственного изобилия». Как следствие - стоимость килограмма бананов, к примеру, доходила порой до 130 рублей (годом ранее за них просили - смешно сказать! - всего-то чуть больше 30 рублей в сезон), красного винограда - до 350!

Маркетинговый ход
Обращает на себя внимание тот факт, что о стабилизации цен было объявлено не на рассвете и даже не на пике «продовольственной истерии», а в тот момент, когда народ уже привык и к дешевому рублю, и к санкционным войнам. Получилось ровно то, о чем раньше никто и помышлять не смел. Цены ползли ровно до тех пор, пока не нащупали потолок. А когда случился «отскок» (те же бананы подешевели примерно на 30-40 рублей), последовали заявления о «заморозке».
- По сути, это своего рода маркетинговый ход, - уверяет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. - Его задача - в некоторой степени компенсировать снижение стоимости так называемого среднего чека посредством стимулирования продаж. Напомню, что из-за резкого увеличения инфляционного давления Минэкономразвития страны прогнозирует падение в текущем году реальных зарплат населения на 9,6 процента. Что в свою очередь почти наверняка приведет к сокращению всего оборота розничной торговли на 8,2%, или до 28 триллионов рублей. То есть ритейлеры в ожидании падения спроса идут на превентивные меры. И с этой точки зрения их замысел является и оправданным, и своевременным.
Есть, правда, и еще одна серьезная причина, по которой торговле выгодно зафиксировать цены. Речь идет об участившихся рейдах контролирующих органов. Только в Мордовии за полтора месяца 2015 г. прокурорские работники проверили в общей сложности свыше сотни объектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю продуктами питания. И практически повсюду выявлялись факты роста цен. По результатам рейдов руководителям организаций объявлено 22 предостережения о необходимости устранения нарушений законодательства. А два дела - в отношении крупного производителя сельхозпродукции и сыродельных комбинатов - ныне находятся на рассмотрении в мордовском Управлении Федеральной антимонопольной службы. В первом случае полученные материалы указывают на то, что в действиях хозяйствующего субъекта есть признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке (тот повысил отпускные цены на продукцию по ряду позиций сразу на 40%). В деле же о «сырном заговоре» производителей подозревают в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений, направленных на установление и поддержание цен.
- Следует заметить, что усиление давления на компании сетевого продуктового ритейла со стороны регуляторов и государства в целом происходит на фоне роста потребительской инфляции, - замечает Тимур Нигматуллин. - А она по официальной статистике составила по итогам января 15%. Причем драйвером роста цен выступает именно продовольственная инфляция, которая разогналась за истекший период до 20,7 процента. Понятно, что, если не принимать никаких мер по ее сдерживанию, ритейлеры могут оказаться в очень непростом положении. Таким образом, посредством заморозки цен они пытаются снизить внимание к себе со стороны государства.

Другим наука
Как бы там ни было, в нынешних условиях решение торговли на время стабилизировать цены носит позитивный характер. Ведь разгонять потребительский ажиотаж и дальше становится даже опасно. Известие об очередном подорожании чего-то, путь и не очень нужного, население просто злит. В стране зафиксировано уже несколько инцидентов, когда взбешенные покупатели вымещали свою агрессию на рядовых продавцах. Ясно, что дальнейшее выяснение отношений ни к чему хорошему не приведет. Пауза же, возможно, поможет выработать приемлемые решения.
На территории отдельно взятых регионов предпринятая федеральными сетями ценовая заморозка - это еще и очевидный сигнал местной торговле:
- Думаю, республиканский бизнес сделает для себя определенные выводы, - говорит заместитель министра торговли и предпринимательства РМ Игорь Кижваткин. - Мы регулярно проводим встречи с представителями региональных сетей и магазинов - таких, как «Городок», «Эверест», «Ботевград», «Товарищ», «Спутник», «Гранд», «Маяк», «Галактика» и другие. В настоящее время с ними достигнуто взаимопонимание по установлению минимальной торговой наценки на социально значимые продукты питания. Речь, замечу, идет не о заморзке цен как таковой. Поскольку кроме торговой надбавки магазина на конечную стоимость продаваемого продукта в значительной мере оказывает влияние отпускная цена товара, установленная его производителем или поставщиком. Кроме того, нужно учитывать, что федеральные ритейлеры с их крупными логистическими центрами и, соответственно, огромными товарными запасами имеют возможность без серьезных потерь продержаться обозначенные ими два месяца.   
А вот опасения, будто по окончании двухмесячного периода цены быстро отыграют свое и вновь устремятся ввысь, наши собеседники называют чрезмерно пессимистичными.
- Не стоит все-таки забывать, что у нас есть и другие методы регулирования цен, - продолжает замминистра. - Я говорю, в первую очередь, о ставших традиционными больших предпраздничных ярмарках, а равно и ярмарках выходного дня. Производителям они служат в качестве еще одного канала сбыта своей продукции помимо торговых сетей и небольших магазинов шаговой доступности. Реализуя товары напрямую, предприятия сразу получают деньги, а граждане в свою очередь имеют возможность приобрести продукцию повседневного спроса без торговых наценок.
- Если бы инициатива сдерживания цен исходила от государственных структур, опасность возникновения дефицита действительно существовала бы, - полагает Тимур Нигматуллин. - Но розничная торговля все-таки умеет просчитывать риски. Потому с точки зрения макроэкономики во время заморозки ожидать следует темпов роста потребительских цен на 0,2-0,6 процентных пункта в годовом выражении. Хотя по окончании периода действия соглашения нельзя исключать небольшого инфляционного скачка.

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости