«У вас очень крутая команда»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
Купить «голый» полис ОСАГО в Саранске сегодня стало невозможно
На минувшей неделе для российских автолюбителей забрезжил луч надежды. Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой о внесении поправок в действующее законодательство. Предлагается запретить страховым компаниям навязывать людям так называемые дополнительные услуги при оформлении полисов ОСАГО. Впрочем, как подчеркивают в ФАС, дело это небыстрое, ведь предстоит дождаться решения депутатов. Тем временем ситуация на рынке практически зашла в тупик. Многие автовладельцы утверждают, что купить «голый» полис ОСАГО в Саранске сегодня практически невозможно.
«Люди занимают очередь с ночи!»
Напомним, по данным Федеральной антимонопольной службы, сложности с оформлением полисов ОСАГО у клиентов российских страховых компаний начали возникать еще в 2013 году. Примерно в это время страховщики подвели первые итоги работы по страхованию автогражданской ответственности и решили, что дело это не очень прибыльное. Общее мнение большинства страховых компаний выглядело примерно так: автогражданку вообще должно оплачивать государство, а оно вместо этого возложило «почетную обязанность» на плечи страховщиков. Выход из сложившейся ситуации был найден довольно простой: компенсировать убытки за счет потребителей. Так российские автовладельцы узнали, что при оформлении полисов ОСАГО теперь необходимо застраховать еще и свою жизнь, имущество, собаку и т.д. Поначалу бороться со злоупотреблениями страховщиков было еще возможно, однако, как только новая схема работы прошла обкатку, ситуация стала просто аховой. В итоге дошло до того, что приобрести «голый» полис обязательного страхования автогражданской ответственности в Саранске стало просто невозможно. Филиалы крупных страховых компаний продают заветные документы только вкупе со страхованием жизни и имущества, а более мелкие игроки не продают вообще.
- Лично я объехал офисы почти всех страховых компаний в нашем городе, - рассказывает житель Саранска Юрий. - У меня заканчивается страховка на автомобиль, и ее необходимо продлить. Но, как оказалось, сделать это не так просто. В саранском филиале Росгосстраха мне заявили, что оформить ОСАГО я могу только в том случае, если застрахую еще и свою жизнь. Понятно, что в этом случае полис обойдется почти в два раза дороже. Еще в нескольких компаниях сказали, что у них вообще нет полисов ОСАГО. Еще в одной конторе пояснили, что полисы есть в наличии, но оформляются только по понедельникам с девяти до десяти утра. Когда я поинтересовался, сколько за это время они успевают оформить, мне сказали, что максимум две-три машины. Две-три машины в неделю, представляете?! Чтобы попасть в это число, люди вынуждены занимать очередь еще с ночи. Но, как мне объяснили, даже это не является гарантией того, что ты, отстояв несколько часов на морозе, сможешь оформить страховку.
Надо ли говорить, что в аналогичной ситуации сейчас находятся сотни, если не тысячи жителей Саранска. Отчаявшись оформить полис ОСАГО законным путем, многие жители мордовской столицы были вынуждены приобретать страховые документы, что называется, с рук. При этом нет никакой гарантии, что эти полисы являются подлинными. В случае попадания в дорожно-транспортное происшествие никаких выплат по ним никто производить не будет. Но люди уже рады даже такому варианту, потому что в противном случае они просто не смогут сесть за руль. А ведь для многих автомобиль является практически единственным источником дохода.
Три дня на отказ
По всей вероятности, делать вид, что проблемы с ОСАГО не существует, больше не могут и на федеральном уровне. Иначе как объяснить недавнюю инициативу Федеральной антимонопольной службы о необходимости внесения поправок в законодательство? ФАС предлагает запретить страховым компаниям навязывать клиентам дополнительные услуги при оформлении полисов автогражданской ответственности. Впрочем, речь в данном случае, скорее всего, будет идти только о крупных игроках рынка. Справедливости ради стоит отметить, что и этих мер было бы вполне достаточно. Ведь большая часть жалоб со стороны населения поступает именно на крупные страховые компании.
- Только за последние полгода к нам поступило более пятидесяти жалоб о навязывании дополнительных услуг на саранский филиал Росгосстраха, - говорит руководитель республиканского Управления ФАС Юлия Попкова. - Летом прошлого года мы оштрафовали страховую компанию на миллион рублей. Штраф уже выплачен. Если ситуация не изменится, в дальнейшем сумма штрафа будет серьезно увеличена.
Впрочем, по словам Юлии Попковой, жалобы на крупнейшую российскую страховую компанию продолжают поступать. Но не на каждую из них удается отреагировать должным образом.
- В большинстве случаев, когда наши сотрудники приходят с проверкой в страховую компанию, там отрицают факт навязывания дополнительных услуг клиентам, - продолжает Юлия Попкова. - Также очень часто ссылаются на своих агентов. Мол, это они по собственной инициативе навязывают клиентам так называемые бонусы.
Проще говоря, страховщики старательно отрицают наличие «системного подхода» к продаже полисов ОСАГО.
Впрочем, по словам Юлии Попковой, ситуация в этой сфере в последнее время начала меняться в лучшую сторону. В конце января в ФАС поступило письмо из Росгосстраха, в котором говорится, что компания ввела так называемый период охлаждения по страховому продукту РГС-Фортуна «Авто». Суть его заключается в том, что клиент страховой компании может досрочно отказаться от договора и получить назад всю уплаченную сумму. Правда, сделать это можно только в течение трех рабочих дней с момента заключения договора.
- На первый взгляд, временные рамки, установленные страховой компанией, кажутся слишком узкими, - говорит Юлия Попкова. - Но ведь никто же не запрещает клиенту написать отказ от договора в тот же день, когда его заключает. Если по каким-то причинам не удается этого сделать непосредственно в офисе страховой компании, следует воспользоваться услугами почты. Необходимо отправить заказное письмо, а в случае если страховщик не ответит на него в установленные сроки, обратиться с соответствующим заявлением к нам. Тогда на руках у заявителя уже будут реальные доказательства злоупотребления страховщика, и привлечь компанию к ответственности будет значительно проще. То же самое мы рекомендуем делать тем, у кого заканчивается срок действия страхового полиса. Не нужно откладывать решение этого вопроса на последние три дня. Направлять соответствующее заявление в страховую компанию нужно хотя бы за месяц.
В распоряжении «ВС» оказалась копия письма, которое руководство страховой компании направило в Федеральную антимонопольную службу. Как следует из этого документа, представители страховой компании, допустившие навязывание услуги клиенту, будут лишаться возможности продавать страховые полисы. Проще говоря, клиентам следует жестче отстаивать свои права и не стесняться жаловаться в контролирующие органы.
«Ну иди тогда, себя застрахуй!»
К сожалению, известная российская проблема несоответствия между тем, как должно быть, и тем, как есть на самом деле, присутствует и в случае с дефицитом полисов ОСАГО. В этом журналисты «ВС» убедились на собственном опыте. Утром 13 февраля мы подъезжаем на площадку рядом со зданием республиканского Управления ГИБДД. За неимением полисов ОСАГО в офисах страховых компаний и благодаря огромным очередям основная торговля страховыми документами переместилась сюда. Любой автовладелец знает: хочешь приобрести полис - езжай к зданию ГИБДД. Когда мы спрашивали сведущих, как найти страхового агента, нам отвечали: «Они сами вас найдут!». Предсказание это начинает сбываться, едва редакционный автомобиль заезжает на парковку. К машине тут же подходит пожилая женщина. В правой руке у нее сумка, в каких обычно переносят ноутбуки, на лице - усталость, в глазах - надежда.
- Застраховаться не желаете? - вопрошает женщина.
- Конечно, желаем, - отвечаем мы. - Только вы нам скажите для начала, какую компанию вы представляете?
- Я представитель Росгосстраха, - поясняет женщина и тут же интересуется маркой автомобиля, который предстоит застраховать. Совершенно от балды называем ей марку известного иностранного авто. Женщина тут же достает калькулятор. Перемножив что-то на этой машинке, женщина предъявляет нам на обозрение монитор. На нем значится сумма в семь с половиной тысяч рублей.
- Позвольте, но нам нужен только полис ОСАГО, - удивляемся мы.
- Полисы ОСАГО отдельно мы не продаем, - поясняет женщина. - Только вместе с дополнительными видами страхования.
В ответ мы предъявляем письмо, которое поступило в ФАС, и настаиваем на покупке полиса ОСАГО без дополнительных видов страхования.
- Не знаю, - пожимает плечами женщина. - До нас ничего не доводили. Но, если все так, как вы говорите, вам лучше обратиться в наш офис.
В нескольких метрах от нас жадно прислушивается к содержанию разговора представительница другой страховой компании. Судя по всему, затянувшиеся переговоры дали ей надежду переманить клиента к себе.
- А ваша зарплата сильно убавится, если вы продадите нам только полис ОСАГО? - интересуемся мы у собеседницы.
- Да она не просто уменьшится, мне не засчитают факт продажи. Если я принесу менеджеру документы о продаже полиса ОСАГО без допуслуг, он скажет мне: «Ну иди тогда, себя застрахуй!».
- Ну семь с половиной тысяч для нас как-то дороговато.
- Согласна, дорого это, но что делать, - вздыхает агент.
А действительно, что делать?
Без долгих прощаний мы расходимся в разные стороны. На парковку тем временем заезжают еще несколько автомобилей. Наша собеседница и ее конкуренты направляются к ним. Вероятность, что владельцы этих авто купят заветный полис, велика. Ведь другой альтернативы, похоже, нет.
Алексей КОНСТАНТИНОВ
Поделиться в соц. сетях:
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности