Прерванный полёт

Социум

В Саранске на перекрёстке улиц Советская и Пролетарская стоит памятник-самолёт. Он установлен в день 30-летия Победы - 9 мая 1975 года - в память о боевых подвигах земляков-авиаторов, храбро защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков. Все знают о подвиге Михаила Девятаева, сбежавшего из плена на немецком самолёте. Однако в Мордовии есть и другие герои, чьи имена, к сожалению, не так известны. Сегодня мы расскажем о двух лётчиках, уроженцах нашего края, в сражениях покрывших свои имена неувядающей славой.

«Самолеты вышли строго к цели...»
Первым из лётчиков - уроженцев Мордовии, кто удостоился почётного звания Героя СССР, стал Анатолий Петрович Рубцов. Он родился 22 мая 1914 года в селе Пайгарма Рузаевского района в семье железнодорожника. После окончания семи классов учился в фабрично-заводском училище в Оренбурге, работал на паровозоремонтном заводе. В 1932 году окончил Иркутскую авиационно-техническую школу, а в 1940-м - Энгельсскую авиационную школу.
Великая Отечественная война застала Анатолия Рубцова молодым военным летчиком. В первые дни боев его самолет был сбит над территорией, занятой врагом. Немало километров пришлось ему пройти, чтобы добраться до линии фронта, перейти к своим и вновь сесть за штурвал бомбардировщика.
С июля 1942 года он вновь в рядах действующей армии. Командир звена 4-го авиаполка 3-й авиадивизии дальнего действия (АДД) капитан Рубцов к октябрю 1942 года совершил на своем «Ил-4» шестьдесят успешных вылетов в глубокий тыл врага на бомбардировку Берлина, Кенигсберга, Будапешта, Данцига, Варшавы и других городов. Массированные бомбардировочные удары были нанесены по военно-промышленным объектам, находящимся в глубоком тылу врага. Эти вылеты были продолжительностью от 7 до 11 часов и требовали от летчиков выносливости и большого мастерства.
«Самолеты вышли строго к цели...» - это легко сказать или написать. Невозможно представить всю сложность каждого дальнего полета - ночью, без видимых ориентиров, в тумане, когда единственными указателями являются приборы и счетная линейка. От одной точки до другой надо практически вслепую преодолеть более тысячи километров. И вот уже немецкий город, завод, поезд, колонна танков... Достаточно уклониться от курса на долю градуса, чтобы уйти от цели на многие километры.
Полёты эти были тяжелыми не только по дальности, но и потому, что цели, которые предстояло бомбить, активно защищались противником.
За образцовое выполнение заданий командования по уничтожению вражеских стратегических объектов в глубоком тылу противника и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета от 31 декабря 1942 года Анатолию Петровичу Рубцову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не зная устали, всю войну бомбил он объекты в тылу фашистов далеко за линией фронта. Мужество и отвага Анатолия Рубцова были отмечены орденами Суворова, Красного Знамени, Красной Звезды, боевыми медалями.
После окончания Великой Отечественной войны Анатолий Рубцов продолжал службу в Военно-воздушных силах. Окончил курсы при Военно-воздушной академии. Весь свой богатый опыт он отдавал делу обучения и воспитания первоклассных летных кадров. 21 августа 1954 года полковник Рубцов погиб при выполнении учебного полета. У боевой машины, в кабине которой находился его экипаж, отказали двигатели. Членам экипажа было приказано оставить самолет. Но сам командир во что бы то ни стало пытался спасти новую боевую машину. К сожалению, сделать этого не удалось. Похоронен отважный летчик на месте гибели - в городе Мелитополе.
В Рузаевке именем Героя названа улица.

«У него рысьи глаза, видит в самую темную ночь!»
Другой герой - Иван Фролович Бибишев - родился 8 августа 1921 года в селе Камакужа Инсарского района Мордовии в семье крестьянина. Окончив спецшколу, работал метеорологом в Магнитогорске.
В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны - с мая 1942 года. Небольшого роста, широкоплечий, сутуловатый, черноглазый, румяный паренек Ваня Бибишев был среди прибывшего в авиационное соединение пополнения самым молодым и как будто стеснялся своей молодости. Наверное, боялся, как бы его не откомандировали назад.
Настоящее боевое крещение он получил 11 июля 1942 года на Юго-Западном фронте. Группа из шести «илов» получила задание: атаковать мотомеханизированную колонну противника, мешающую продвижению наших войск в районе Волчанска. И выполнила его отлично. Внезапным смелым налетом вражеская колонна была фактически уничтожена. На поле остались десятки горящих автомашин, пять танков и множество тел фашистов.
В этот день полк сделал четыре вылета, потребовавших от личного состава большого напряжения. Люди от изнеможения буквально падали с ног, но была получена новая задача: произвести на самолете разведку дороги на 70 километров в тыл врага. Задание нужно было выполнить срочно. Одним из первых добровольно изъявил желание лететь сержант Бибишев. И это задание, несмотря на усталость, он выполнил. Иван доставил командованию ценные данные, позволившие разгадать замысел противника.

Летая днем и ночью, Иван Бибишев выполняет сложные боевые задания с ощутимым уроном врагу. У него выработались свой стиль и почерк в боевой работе. Там, где проносился самолет Вани Бибишева, огненный ураган сметал врага. Он мастерски управлял своим штурмовиком «Ил-2», поэтому его узнавали даже в воздухе.В сентябре 1942 года Ивану Бибишеву присвоили звание лейтенанта и наградили орденом Красного Знамени. А уже глубокой осенью того же 1942 года на его долю выпало сложное испытание. С 24 на 25 октября эскадрилье предстояло осуществить налет на аэродром фашистов. В ту ночь тяжелые тучи ползли по небу, постепенно затягивая луну и звезды, все погружалось во мрак. Лишь на линии горизонта время от времени появлялись багровые всполохи от взрывов.Кто первым отважится на ночной полет? Сомнений ни у кого не было: конечно, Бибишев. Летчики говорили об Иване:- У него рысьи глаза, видит в самую темную ночь!
Несмотря на трудности, Иван Бибишев успешно выполнил боевое задание - правильно вышел на цель и точно сбросил бомбы.
В начале 1943 года Иван Бибишев громит фашистскую группировку под Сталинградом. За четыре коротких зимних дня при сильном морозе он сделал 11 успешных боевых вылетов. В результате им уничтожено и повреждено до 20 автомашин с войсками и грузами, до 100 солдат и офицеров противника, один транспортный самолет.
За образцовую боевую работу и проявленные при этом доблесть и геройство Иван Бибишев награждается вторым орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени.
Затем соединение Ивана Бибишева получает новое задание: нанести удар по группе войск противника, укрепившейся в балке и оказывавшей жесточайшее сопротивление нашим частям. И эта задача была выполнена. Возвращаясь на аэродром, Бибишев видит, как на другом участке фронта на снегу залегла наша пехота, остановили прдвижение наши танки - они просто не могут преодолеть огневое сопротивление противника, сосредоточившего на этом участке много пулеметов, артиллерии.
Остальные наши самолеты уже ушли далеко вперед, их силуэты были едва заметны на горизонте. Но Иван Бибишев все же принял решение - идти на штурм укреппозиций противника. Пять раз он обрушивал шквал огня на окопавшегося врага, пять раз «Ил-2» взмывал ввысь, чтобы вновь ударить по противнику. Дерзкого летчика фашисты подвергли ураганному обстрелу. Несколько снарядов подряд впились в корпус самолета, раздирая его на части. Разбитая машина с погибающим пилотом рухнула вниз на головы врага. Наши танки и пехота заняли этот укрепленный участок противника...
То был последний бой, последний подвиг летчика Ивана Бибишева, которому еще не исполнилось и 22 лет… Подвиг, за который ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Лейтенант Бибишев совершил 141 боевой вылет, уничтожил 20 танков, около 50 автомашин, десятки орудий и самолёты на аэродромах противника.
Его имя носят улица в городе Инсаре, улица и школа № 8 в Магнитогорске - здесь, на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска. Имя Ивана Фроловича Бибишева выбито на стеле на Аллее Героев в Волгограде. Он похоронен в братской могиле в поселке Гумрак Волгоградской области.

«ВС» благодарит за помощь в подготовке материала заведующую выставочным отделением Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Наталью УТКИНУ.

Людмила АНЮТИНА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости