Выпускников «серых» автошкол лишат водительских прав

Социум

ГИБДД планирует аннулировать права, полученные в автошколах, не соответствующих новым правилам аккредитации. В рамках крупномасштабной реформы обучения будущих водителей предполагается повсеместная проверка Госавтоинспекцией соответствующих учебных заведений. При этом необходимую процедуру аккредитации прошли сейчас только около половины автошкол в России, и многие продолжают работу незаконно. По оценкам ГИБДД, санкции могут коснуться сотен тысяч граждан по всей стране. Как заявил инспектор по особым поручениям ГИБДД РФ Александр Лыткин, если у образовательной организации нет необходимых документов для обучения кандидатов в водители, полученные выпускниками права признаются незаконными и подлежат аннулированию.  

10 тысяч автошкол в России работают практически нелегально
Вступившие в силу летом прошлого года законодательные поправки обязали все автошколы пройти проверку в Госавтоинспекции. Проверяются согласованность учебного плана и программ обучения и наличие необходимой материальной базы: от классов до площадок-автодромов. Автошколы, не получившие от ГИБДД допуска к дальнейшей работе и продолжающие тем не менее обучать курсантов, делают это незаконно. К середине декабря 2014 года из 11,5 тысячи российских автошкол процедуру аккредитации прошли менее половины - 5,1 тысячи учреждений. И лишь 1800 получили окончательное разрешение продолжать работу. То есть остальные 10 тысяч автошкол работают практически нелегально. Однако они продолжают выдавать свидетельства об окончании курсов и направлять выпускников на экзамены в Госавтоинспекцию. «Документы оформляются задним числом, как якобы выданные еще до вступления в силу новых требований (до 12 августа прошлого года), - утверждает Александр Лыткин. - Это происходит массово по всей России. Мы понимаем, что обманывают нас, обманывают граждан и обманывают государство. Пока мы выясним, что эти юрлица незаконно вели деятельность, они выпустят сотни тысяч водителей, которые попадут под аннулирование удостоверений. Мы просто обязаны будем это сделать».
Лишать выданных водительских удостоверений будет суд на основании нарушения постановления правительства «О допуске к управлению транспортными средствами». Согласно этому документу права признаются незаконными, если были выданы на основании сфальсифицированных документов: поддельных или выданных с нарушением установленного порядка. Схема уже работает - за последние три года Генпрокуратура лишила в судебном порядке удостоверений около 50 тысяч водителей, которые не имеют права водить машину из-за медицинских противопоказаний. Права отобрали у больных алкоголизмом или наркоманией.

«Подвальные школы» обрушили цены на подготовку водителей
«На мой взгляд, отбирать права у водителей - это не выход, - говорит директор одной из саранских автошкол Александр ЗЮЗИН. - Если человека допустили до сдачи экзаменов, то к нему уже никаких претензий быть не может. Как известно, закон обратной силы не имеет. Если у него приняли эти документы, то ГИБДД проверяла и, соответственно, знала, какую школу он окончил. Ведь именно Госавтоинспекция дает разрешение на работу таких автошкол. Одно дело запретить работу «серых» автошкол, если у них нет определенной материально-технической базы, преподавателей, автодрома и т.д., и совсем другое - отнимать права.
У нас в Саранске есть такие «серые» автошколы, и меры, насколько я знаю, к ним будут приняты. Не получив одобрения на продолжение дальнейшей деятельности, такие учреждения должны прекратить свое функционирование. Наличия лицензии, которая выдается бессрочно, недостаточно. В постановлении четко прописано - чтобы автошкола начала работать, необходимы заключение ГИБДД и наличие материально-технической базы. Новые требования к автошколам и программы обучения появились в России в августе прошлого года. Согласно документам, каждое учебное учреждение должно иметь в распоряжении площадку размером 0,24 гектара. Помимо этого, со 106 до 134 часов увеличилась продолжительность теоретического курса и с 50 до 56 часов - практического. Получить разрешение на работу автошкола может только после проверки материально-технической базы и согласования с ГИБДД программы обучения.
Качество обучения в автошколах Мордовии ничем не хуже и не лучше, чем в среднем по России. Да, в любом регионе есть «серые» автошколы, еще их называют чемоданными или подвальными. В 2010-2011 годах таких автошкол по России открылось очень много. Это было связано с тем, что законодатели дали некоторые послабления для таких школ. Автошколы разрешили открывать явочным порядком. То есть если раньше было необходимо заключение ГАИ, Министерства образования, то в тот период времени этого не требовалось. Вложения в этот бизнес были минимальны. Достаточно было заключить договор аренды автодрома, классов, купить подержанную «пятерку» за 50-100 тысяч рублей и обучать водителей. Открыть автошколу было проще простого, на рынке предоставления таких услуг началась настоящая вакханалия. Подобные «подвальные школы» серьезно обрушили цены на подготовку водителей. Но если называть вещи своими именами, «серые» автошколы просто продавали свидетельства об окончании курсов по вождению.
Когда все автошколы обяжут выполнять прописанные в постановлении требования, уровень подготовки водителей поднимется на две-три ступени. К примеру, взять наш последний выпуск, обучавшийся по новым стандартам, - 90% курсантов сразу сдали в ГАИ теорию и половина практику, раньше процент был куда меньше. Если готовить водителей по всем правилам, это дает свои результаты. Порадовало, что многие курсанты дополнительно брали уроки вождения.
Если автошколы Мордовии привести в соответствие со всеми требованиями, то, на мой взгляд, останется не более десятка школ. Сейчас же в Мордовии 64 автошколы - вместе с филиалами. И в некоторых из них довольно слабая подготовка водителей. Но ведь плохо подготовленный водитель представляет смертельную опасность не только для себя, но и для других участников дорожного движения. Поэтому я только за то, чтобы проверяющие органы тщательно и придирчиво подходили к контролю автошкол. Ведь речь идет о жизни и здоровье людей».
Сейчас на электронном портале Госавтоинспекции опубликованы все лицензированные водительские учебные заведения. Нужно просто зайти на сайт ГИБДД и выбрать автошколу. Так, на сайте республиканской Госавтоинспекции указаны адреса 12 автошкол, 8 из них находятся в Саранске и 4 в районах - Краснослободском, Ичалковском, Рузаевском и Чамзинском.

По новым правилам
С первых чисел января нового года сотрудники ГИБДД обращают особое внимание на использование зимних шин на автомобилях. Дело в том, что с 1 января вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Регламент запрещает эксплуатацию авто, не укомплектованных зимними шинами, в декабре, январе и феврале.
Одновременно вступают в силу новые законодательные нормы, в соответствии с которыми запрещается эксплуатация авто с зимними шинами, остаточная глубина протектора которых на покрытии составляет не более 4 мм. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность - предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Учитывая, что в разных регионах страны погодные условия существенно отличаются (где-то фактически зимняя погода устанавливается значительно раньше декабря), по решению региональных властей сроки запрета эксплуатации транспортных средств без зимних шин могут быть изменены, но только в сторону увеличения.
Заметим, что возросла и госпошлина за выдачу водительского удостоверения - с 800 до 2 тысяч рублей. Регистрация нового автомобиля сейчас обойдется в 2,5 тысячи рублей, а регистрация автомобиля с пробегом без замены его номеров - в 500 рублей.
С нового года в России запрещена эксплуатация автомобилей категорий M2 и M3 с правым рулем. Но это не относится к машинам категории M1, которые имеют не более восьми пассажирских мест, т.е. к обычным легковушкам, хотя тенденция понятна.
С 1 июля 2015 года в силу вступит закон, по которому пьяному водителю грозит уголовная ответственность. Тем, кого в течение года дважды уличили в пьяной езде, будут грозить штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы до двух лет. Если в результате происшествия погибли двое и более человек, то срок тюремного заключения увеличивается до 4 лет.
С первого же июля 2015 года пешеходы, двигаясь в темное время суток по обочинам или краю проезжей части вне населенного пункта, обязаны носить на своей одежде светоотражающие элементы. Ранее это была рекомендательная норма.
При этом пешеходов, которые ночью будут застигнуты на обочине дороги без этих светоотражающих элементов, сотрудники ГИБДД смогут штрафовать за нарушение правил на 500 рублей, согласно Кодексу об административных правонарушениях.
В 2015 году может вернуться  наказание за превышение скорости более чем на 10 километров в час. В МВД России предлагают наказывать таких нарушителей на 500 рублей. Законопроект, который ужесточает наказание за «небольшое» превышение скорости, перешел в стадию антикоррупционной проверки. Вступить в силу документ может уже в этом году.

Сергей НОВИЦКИЙ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости