Публика стояла на ушах!

Социум

Поставленный Музыкальным театром имени И.М. Яушева балет «Кармен» увидели во Франции, Швейцарии и Бельгии

Перед Новым годом в Саранск вернулась с первых зарубежных гастролей балетная труппа Музыкального театра имени И.М. Яушева. Балет «Кармен», поставленный в нашем театре, увидели зрители Франции, Швейцарии и Бельгии. За два месяца зарубежных гастролей состоялось 43 (!) спектакля. Впечатлениями о творческом заграничном вояже с нашим еженедельником поделился главный балетмейстер театра Алексей БАТРАКОВ.

- Представьте себе, впервые за 80 лет существования театра мы поехали на зарубежные гастроли, и не куда-нибудь, а сразу в Европу, в Париж. Конечно, мы переживали, волновались…

Первую неделю в Париже мы Парижа не видели. Мне в этой поездке пришлось отвечать и за труппу, и за реквизит, и за декорации. Три дня постоянных репетиций, сводились с новым оркестром, с новым дирижером. С утра до ночи работали, из автобуса в гостиницу, из гостиницы в автобус. Отель, в котором жили, располагается в тихом пригороде Парижа. Цены в парижских отелях очень высокие, а нас - 40 человек балета, 40 человек оркестра, больше 10 человек технического персонала, получается почти сотня. Следующие три дня - спектакли, нам было не до достопримечательностей.

Премьера прошла замечательно, занавес на поклоны пришлось поднимать 4 раза. Зрители долго не отпускали артистов, грохот в зале стоял неимоверный! Во Франции принято выражать свой восторг топотом, свистом, шумом. И публика стояла на ушах!
После премьер у нас было пять дней парижских каникул, причем нам очень повезло с погодой. Мы обошли все обязательные для туристов пункты Парижа, отметились у Эйфелевой башни, обошли Версаль, гуляли по городу, пока ноги носили. Нас предупредила принимающая сторона, чтобы о поздних прогулках мы даже не думали. После 10 вечера из отеля выходить не разрешалось, девушек предупредили, чтобы не носили дорогих украшений, открытой одежды. Нам рассказали, в какие района Парижа категорически заходить нельзя (туда даже полицейские боятся ехать), а в каких обязательно нужно побывать, чтобы увидеть все самое интересное.  
Полдня мы посвятили главному театру страны - в современной Франции известному как Опера Гарнье. Это один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира. Каждый день до часа дня он открыт для туристов, а после идет подготовка к ежевечерним спектаклям. Театр очень красивый и величественный. Его здание считается эталоном эклектической архитектуры. Мы даже сделали несколько фото в большом фойе, на балконе Гранд-опера, вместе с другими туристами пообедали прямо на крыльце театра. Это были замечательные деньки. А потом снова начались трудовые будни...

Мы объездили со спектаклем всю страну. В нашем маршруте были Нант, Лион, Марсель, Тулуза, Тулон, Страсбург, Канны, Ницца, Бордо, Реймс, Руан и швейцарская Женева. Мы переезжали из одного города в другой постоянно. Перегоны составляли сотни километров. Это очень тяжело и морально и физически. Каждый раз - новая площадка. Каждый раз рабочие собирали наш пол, он ездил с нами везде. Каждый день репетиция, потом спектакль, потом снова автобус и отель. И так постоянно.
Францию мы видели в основном из окна автобуса. Порой у нас не было времени даже на прогулку по новому городу. Во Франции города по нашим меркам маленькие, двух-, трехэтажные дома (у них считается зазорным жить выше третьего этажа), нетронутые исторические центры, очень спокойный степенный образ жизни. Обед у них - святое! Исключений не делается ни для кого. У них на компьютерах специальная программа, в обед они все выключаются, потому что за дополнительное время работы по закону нужно доплачивать. Это непробиваемое спокойствие в первые дни даже немного раздражало, когда в процессе подготовки мне хотелось чего-то быстро добиться от французов. Размеренность, по-моему, их национальная черта. Сами же французы говорят, что скоро их страна станет первым европейским исламским государством. Во-первых, потому что в стране огромное количество иммигрантов-арабов и в их семьях принято рожать помногу детей, во-вторых, потому что во французских семьях предпочитают завести несколько собачек, а не детей.
В целом гастролями я очень доволен. Интернациональная труппа сработалась, притерлась друг к другу. Приходилось делать и срочные подмены, артисты получали травмы. К сожалению, без этого в нашей профессии не обходится. Чтобы отыграть в Саранске такое количество спектаклей, нам понадобилось бы несколько лет. Сам спектакль «Кармен» по технике очень сложный, тяжелый гастрольный график, но мы справились очень достойно. Четырехтысячный зал Дворца Конгрессов аплодировал русскому балету, ведь там мы представляли Россию. Никаких казусов, никаких даже намеков, связанных с политической ситуацией. У них в новостях о России или Украине вообще говорится очень мало.
Нас замечательно принимали зрители во всех городах. Мы получили несколько новых предложений о гастролях. Пока они рассматриваются, поэтому говорить о них подробнее не буду. Если все получится, то нынешние гастроли будут не последними. Сейчас во Франции нас сменил Львовский театр оперы и балета, они показывают традиционного для рождественских праздников в Европе «Щелкунчика». А мы вернемся туда во второй половине января и покажем еще 15 спектаклей, теперь уже в Бельгии и Франции. А в Саранске «Кармен» можно будет увидеть в марте. Партию Кармен будет танцевать Наталья Царева, Хозе - Сергей Кожанов и Роман Овчинников.

P.S. Мы поискали информацию о гастролях нашего балета на просторах интернета на французском языке и обнаружили много фотографий со спектакля и отзывы о балете «Кармен». Правда, и на афише и в материалах сайтов почему-то неизменно упоминается Сибирь. Как выяснилось, изначально Франс-концерт собирался привезти на гастроли театр из Красноярска, но потом его место занял наш Музыкальный театр имени Яушева.

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости