Александр Збруев: «Женщина - это больше, чем сама жизнь…»

Социум

Актер вернулся в кино, чтобы рассказать о любви

Александр Збруев, звезда российского театра и кино, больше десяти лет отказывался сниматься в фильмах. «Ничего интересного, на мой взгляд, не предлагали», - говорит он. Исключением стал полнометражный фильм «Кино про Алексеева» режиссера Михаила Сегала. Александр Збруев сыграл в нем главную роль - состарившегося барда Николая Алексеева. Накануне выхода фильма на российские экраны Александр Збруев рассказал о любви к женщине, профессии, и театру «Ленком», который стал для него вторым домом.  

- Александр Викторович, вы актер, которого зрители очень любят. При этом больше десяти лет вы не снимались в кино. Почему? И почему вы дали согласие на работу в «Кино про Алексеева»?
- Это долгая история. Но если коротко - не нравилось все то, что мне предлагали. Может быть, что-то и выходило интересное без меня, но мне не предлагали в этом принять участие. А то, что предлагали, мне не нравилось. У меня есть родной дом - мой театр, и он для меня - прежде всего. А о том, что я десять лет не снимался, совершенно не жалею. Из того, что я видел из снятого за эти десять лет, один, два, ну, может быть, три фильма, в которых я пожелал бы сняться. Хотя в моей жизни это тоже ничего не изменило бы. Сейчас так мир устроен, что все залезают в компьютер и занимаются какими-то совершенно другими делами, а кинематограф на каком-то четвертом, а может, и пятом плане. И в какой-то момент я уже перестал ждать какой-то особенной роли и целиком переключился на театр. Хотя и в театре бывают очень длинные паузы. И мои близкие люди - Олег Янковский, Саша Абдулов - в свое время годами ждали ролей, о которых когда-то мечтали. Вообще в жизни все не так просто, мы ее не знаем, хотя думаем, что знаем… И вот так случилось, что я познакомился с прекрасным режиссером - Михаилом Сегалом. Это человек, который знает, что он делает, у него свое видение: он и режиссер, и композитор, и сценарист. У Михаила очень серьезный взгляд на жизнь. При этом он фокусирует его на том, что может волновать определенную часть публики. И я отношусь к той части публики, которую его мысли волнуют. Все это совпало, и мне захотелось сняться в его фильме.  

О репрессиях
- Вы сыграли человека, который был зациклен на своем творчестве, искал признания и славы, а с женщинами, тянувшимися к нему, вел себя достаточно бесцеремонно… Как вы для себя оцениваете своего героя?
- В каждом из нас есть все - и хорошее, и плохое. Просто мы научились это скрывать. Мы фальшиво улыбаемся, когда надо сказать вслух то, что ты думаешь на самом деле. Потому что время нам подсказало, что порой этого не надо делать, потому что ты испортишь всю свою жизнь… В нас есть и «за», и «против», и только экстремальный случай может показать нашу истинную суть. Но и экстремальный момент у каждого из нас свой. Я не знаю, как бы сам себя повел на месте Алексеева, который не только предавал женщин, но и, например, сотрудничал с КГБ… Не хотелось бы об этом говорить, но приходится… Скажу и сейчас. Я не знал слова «отец», поскольку родился в 1938 году, а моего отца расстреляли в 37-м. Но прошло много времени, и наступила - оттепель-не оттепель, не знаю, как это назвать… Меня стали узнавать на улице как артиста, и мне удалось попасть в учреждение, где можно было получить документы на отца. Получить и посмотреть, что там такое случилось… Я пришел туда, вышел человек в форме и сказал: «Александр Викторович, вы понимаете, тогда было очень сложное время, тут может быть такое, что вас может смутить, не обращайте на это внимания»… Я сел и начал читать. Я видел почерк следователя, почерк отца, приговор, который вынесли три человека. В течение пятнадцати минут они решили его судьбу - приговорили к расстрелу. Я в чем-то сентиментальный человек, но все же сдержанный. Но когда я все это прочитал - разрыдался, меня не могли успокоить... Это было страшным откровением. Поэтому моя оценка всего того, что происходит с человеком и со мной лично, проходит за всю ту мою жизнь, которую я прожил, где я был грешен - волею или неволею. И я таким вот образом воспринимаю тот или иной факт, который вижу со стороны. Поэтому считаю, что в Алексееве, как и в каждом из нас, есть всё. И любая наша оценка - она очень и очень индивидуальна, потому что все мы проживаем разные жизни…

О музыке
- Ваш герой - бард, в фильме много музыки, песен. И вы тоже поете, что делает картину очень эмоциональной, трогательной…
- Песни - если они о том, что ты думаешь, чувствуешь, - всегда вызывают сильные эмоции. Я сейчас ехал с водителем, и мы с ним заговорили о Высоцком. И он мне сказал: «Если честно, мне больше нравится Окуджава». А я люблю и Высоцкого, и Окуджаву, хотя они абсолютно разные. Когда слушаешь Высоцкого - он накрывает тебя своей энергией, эмоцией, только ты услышал его голос - идешь за ним. А у Окуджавы - его слова, спокойный тон - именно они вызывают эту же эмоцию. Владимир страдал не от того, что он кололся или еще там что-то, хотя это тоже имело огромнейшее значение в его жизни. Он, человек эмоциональный, страдал от того, что его не признавали поэтом. Его признавали как песенника, потому что его обязательно нужно слушать, только так его эмоция тебя раздирает, тащит. Он от этого страдал, а не от чего-то другого - об этом даже Белла Ахмадулина рассказывала. Получалось, что его все слушали, но не печатали. И его даже слушали вожди коммунистической партии - на определенных сходках ему позволяли это делать. А Окуджава не пел на этих сходках. Потому что его слова - раздумья. И когда он пел такие песни, как «Не верьте пехоте», «Троллейбус», «Всю ночь кричали петухи» и так далее, эти слова надо было слушать…

О славе
- Ваш герой - человек творческий. Но как артист он не сделал карьеры. В масштабах жизни это может быть трагедией?
- Это рассказ про человека с определенными амбициями, которые есть, конечно же, у каждого артиста. Часто жизнь выбрасывает на обочину творческих людей. И такое случилось с некоторыми моими друзьями и товарищами. Это меня всегда очень волновало… Вообще, честно говоря, этот фильм я бы посвятил Михаилу Кононову. Героиня фильма вытаскивает человека, которого она любила всю жизнь, из болота: когда-то он был артистом, а теперь продает картошку… Так вот, Миша Кононов тоже продавал картошку, когда уехал в деревню… Когда я был на гастролях в Америке, встретился там со своим другом - он зарабатывает тем, что строит недвижимость и продает ее. И он мне говорит: «Хочешь, покажу тебе квартиру, которую для Бродского строим?» Я согласился, мне было очень любопытно. Я посмотрел ее и спросил: «Нравится Бродскому эта квартира?» Друг говорит: «Вот это нравится, и это нравится. А вот это нет…». И в этот момент сам Бродский открылся для меня не как поэт - а поэт он великий, - а как простой человек, которому что-то нравится, что-то не нравится… И я подумал: как часто мы сами возносим до небес человека, ничего не зная о нем как о человеке. А может быть, тот, кто торгует картошкой, с таким достоинством прожил сложную и трагическую жизнь, что он достоин самого большого уважения и восхищения? Миша Кононов для меня очень дрогой человек и, безусловно, талантливейший артист…

- В фильме есть сцена, в которой ваш герой попадает на съемочную площадку к режиссеру Андрею Тарковскому. А вы с ним были знакомы?
- Тарковский в свое время у нас в «Ленкоме» ставил «Гамлета». И я могу сказать: Тарковский - это Тарковский! Когда находишься у него на репетиции - совершенно не понимаешь, что он говорит и что хочет. Например, он мог сказать: «Здесь обязательно должна скрипнуть дверь и должен закричать петух!» Ему говорят: «Это театр, тут петуха-то нет!» И он спокойно говорит: «Ну, пусть в следующий раз обязательно будет петух!» А ты сидишь и думаешь: «Господи Боже мой! Ну, не скрипнет дверь, ну, не крикнет петух!..» И я понял, что даже у таких великих людей бывает что-то такое, что не до конца понятно людям. Но он оставил в кинематографе не просто свое имя - целую главу, написанную им самим.

О любви
- Александр Викторович, ваш герой в фильме часто задается вопросом: «Что такое любовь?» И сам же отвечает на него: «Любовь - это дать человеку то, что ему нужно именно сейчас, в этот конкретный момент, а не то, что ты сам хотел бы ему дать…». Вам лично это утверждение кажется справедливым?
- Любовь всеобъемлюща. Это чувство волнует каждого человека, и ответ у каждого свой. Любовь - это наша частица. А если кто-то лишен этого чувства - это бедный человек. Мне понравилось, что режиссер вытащил на обсуждение эту тему - что такое любовь? Наверное, есть и другие режиссеры, которые по-другому рассказали бы нам, что такое любовь. Но Сегал отвечает именно так. Кино - это прежде всего режиссер и драматургия, а актер тут на втором, а может, и на третьем плане. К сожалению - и я это особенно чувствую по театру - у зрителя на это другой взгляд. Куда бы мы ни приехали со спектаклем - предположим, с участием Инны Чуриковой, Андрея Соколова и Александра  Збруева, - приходят зрители не на спектакль, а «на Чурикову, Соколова и Збруева». Как в зоопарк! И слышно: «Ой, Чурикова, как она изменилась!» - «Да нет же, совсем не изменилась!» - ну, и так далее… Поэтому иногда нужно и по десять лет не сниматься, пока не найдешь режиссера, который имеет свою индивидуальность, которая соответствует и твоему «я».

О женщинах
- Александр Викторович, мне показалось, что в фильме прозвучала и очень утилитарная мысль: «Мужчины, держитесь за женщин, которые вас по-настоящему любят, - и все в вашей жизни будет хорошо!». Вы согласны с этим?
- Я вообще думаю, что скоро наступит матриархат. Потому что от женщины очень и очень много зависит в нашей жизни. Я давно уже живу на свете, и я это понимаю, глядя на то, что происходит сегодня. Все объяснять не буду, но поверьте, что это так… И даже если у тебя в жизни есть проблемы - любящая тебя женщина каким-то образом так тебя направит, что ты все сможешь решить… Бывает, конечно, наоборот, но я говорю о настоящих чувствах и взаимоотношениях. Конечно, я отдаю себе отчет, что мы совершенно разные планеты - женщины и мужчины, и порой - что бы мы ни говорили - абсолютно не понимаем женщин, как и женщины абсолютно не понимают нас. Но женщина за последнее время очень выросла в понимании жизни и своей значимости в этой жизни. Нужно признаться, что женщина в нашей жизни - это больше, чем сама наша жизнь, если ты ее по-настоящему любишь...

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости