И ВНОВЬ О ХИДЖАБЕ

Социум

На прошлой неделе все крупные федеральные интернет-издания сообщили: Прокуратура Республики Мордовия не нашла в Постановлении Правительства РМ, регламентирующем школьную форму, противоречий с федеральным законодательством. «Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено».

Казалось бы, все ясно. Хиджабам, как и другим демонстрациям религиозной атрибутики, а также вообще демонстративно вызывающей одежде в школе не место. Однако некоторые мусульманские активисты в очередной раз поднимают шум о нарушении права на свободу вероисповедания. Мол, заставляет государство несчастных девочек-мусульманок впадать в страшный грех.
О теологии, конечно, должны дискутировать специалисты, по возможности хорошо знающие исламское богословие. Кстати, уверенности в том, что все деятели, с пеной у рта отстаивающие право на хиджаб, таковыми являются, у нас нет. Как нет полного согласия и у самих богословов по поводу того, как должен выглядеть этот самый хиджаб. Может быть, потому, что в Коране детального описания его не содержится.
Но Бог с ними, теологическими нюансами. Поговорим о реальной жизненной практике.
На большом постсоветском пространстве есть несколько стран с абсолютным преобладанием мусульманского населения - Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан. Эти страны ношение хиджаба в государственных учреждениях и школах ЗАПРЕЩАЮТ. А есть также Турция, в которой, как известно, уже не первый год у власти находятся умеренные исламисты во главе с Реджепом Эрдоганом. Еще в 20-е годы прошлого века последовательный борец с исламским фундаментализмом Кемаль Ататюрк, модернизировавший Турцию, также запретил хиджабы в школах и госучреждениях.
В 2008 году Эрдоган (тогда премьер-министр) попытался этот запрет отменить. Но Конституционный суд ясно и четко сказал - НЕТ. В прошлом году попытка была повторена с некоторыми оговорками (запрет на хиджаб сохранялся в силовых структурах). И вновь с тем же результатом.
История с цивилизованной и просвещенной Францией, в 2004 году категорически запретившей ношение хиджаба школьницам, очень хорошо всем известна.
Еще один аспект, на который обратили внимание старейшины татарского общества Мордовии «Якташлар»: «В светскую школу необходимо приходить в утвержденной школьной форме. Таково общее для всех требование законодательства. Это требование касается и женского мусульманского головного убора - хиджаба. Тем более данный головной убор изначально не характерен для российских татарок. Здесь скорее сказывается современное влияние арабского Востока. А у российских татар, являющихся патриотами своего Отечества, исконные самобытные традиции, которыми не предусмотрено ношение хиджаба».
Сто лет назад, похоже, и в голову никому не приходило ломать копья по поводу того, как должны одеваться школьницы-мусульманки. В широком доступе множество фотографий татарских девочек конца XIX - начала ХХ века. Посмотрите, что у них на головах. И обратите внимание на отсутствие у самых маленьких какого бы то ни было головного убора.
Кстати, по мнению экспертов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ношение детьми и подростками головных уборов в помещении образовательных учреждений во время учебных занятий и занятий физкультурой, не сопряжённое по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата, является причиной различных заболеваний.
Наконец, третий аспект. В интернет-изданиях нет-нет да и промелькнет фраза - «Татары Мордовии выступают за хиджаб». Это утверждение чрезвычайно далеко от истины.
Общество «Якташлар», выражающее мнение абсолютного большинства татар Мордовии, определенно высказалось по этому поводу уже давно:
«Единые стандарты школьной одежды призваны сгладить социальные, национальные и религиозные отличия в светской общеобразовательной школе. Это, на наш взгляд, очень важно, поскольку в школах необходима обстановка равноправия для всех детей, независимо от социального положения родителей, а также от национальности и религиозной принадлежности. Именно единая для всех учащихся школьная форма будет в значительной мере способствовать единству и равноправию детей.
Мы с вами хорошо понимаем, что школа не место, где следует демонстрировать свою национальную или религиозную исключительность. Тем более одежду религиозного или ярко выраженного национально-этнического характера школьники по-прежнему вправе надевать на религиозные или национально-культурные мероприятия, семейные или иные праздники.
Введение школьной формы имеет однозначные плюсы. Татарам, как и представителям всех других национальностей, важно именно с детства органично вписываться в контекст единого многонационального российского народа.
Мы надеемся на понимание и поддержку и со стороны руководителей духовных управлений мусульман Мордовии, а также имамов мечетей нашей республики. Нам необходимо вместе укреплять и развивать многовековые традиции дружбы, мира и согласия на нашей многонациональной земле, вместе прививать эти добрые традиции и нашим детям».
Из всего многотысячного татарского населения города Саранска ношение хиджаба в школе до недавнего времени практиковали от силы несколько десятков девочек (не больше, чем в среднем по одной на школу). И вся проблема волнует по-настоящему только небольшую группу исламских активистов, стремящихся показать себя более правоверными, чем их «коллеги» из мусульманских стран.
В таких ситуациях государство все-таки должно проявлять необходимую твердость. Закон о России один для всех. И это - закон Российской Федерации, а не шариат.
Кстати, еще в прошлом году Верховный суд России поставил точку в спорах о правомерности запрета хиджабов в школах. До высшей судебной инстанции страны дело довели мусульманские активисты Ставропольского края, не согласные с такими школьными ограничениями. В решении Верховного суда РФ, в частности, говорится следующее:
«Доводы заявителей о том, что оспариваемые нормы обязывают граждан действовать в противоречие своим религиозным убеждениям и нарушают их право на свободу вероисповедания, суд признал несостоятельными, правомерно указав, что в демократическом обществе светское государство имеет право устанавливать единые для всех граждан независимо от их отношения к религии правила поведения в государственных образовательных учреждениях.
Обоснованность указанной правовой позиции подтверждается и сложившейся практикой Европейского суда по правам человека, например, решениями по делу Лейла Шахин против Турции (44774/98), Куртулмуш против Турции (№ 65500/01), Керванджи против Франции (№ 31645/04), Дотру против Франции (№ 27058/05)».
В решении также говорится, что, «отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым актом установлены требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся независимо от их вероисповедания, в целях обеспечения светского характера государственных и муниципальных образовательных учреждений, поддержания в них религиозного нейтралитета».
На соблюдении принципа нейтральности системы государственного образования Верховный суд России остановился отдельно: «...право граждан действовать в соответствии со своим вероисповеданием, на нарушении которого настаивали заявители, в частности право носить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозную одежду, не может рассматриваться избирательно, в отрыве от права верующих на соблюдение иных религиозных канонов, обрядов и церемоний (совершение молитв, постов и т.п.). В связи с этим суд правильно посчитал, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации во исполнение требований федерального законодательства об обеспечении государством принципа секуляризма и религиозной нейтральности системы государственного образования в целях исключения конфликта прав и интересов представителей различных религиозных конфессий...».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости