Александр Галибин: «Я воспитан свободным человеком»

Социум

Светло-голубые глаза, взгляд, бывающий и твердым, и нежным, - этого актера зрители запомнили сразу и надолго. Александр Галибин был популярен еще со времен СССР, и сейчас он востребован ничуть не меньше. Зрители постарше наверняка помнят артиста в фильмах «Трактир на Пятницкой», «Джек Восьмеркин - американец» «Батальоны просят огня», «Жизнь Клима Самгина»… Из не столь давних ярких работ - император Николай II в многосерийной картине «Романовы. Венценосная семья»,  Мастер в фильме «Мастер и Маргарита», зрители наверняка запомнили «Бесы» и мистический сериал «Выжить после».

Тяжелый хлеб актера
- У вас очень разноплановые роли. Не так давно на канале СТС шел мистический сериал «Выжить после»…
- Да, я там играл профессора, из-за которого, собственно, и загорелся сыр-бор: именно он изобрел вакцину, уничтожившую всю Москву. Мне здорово работалось с этими классными молодыми ребятами, да и моему ребенку очень понравилось. Ксения была со мной на съемочной площадке, читала сценарий, не спала ночами и потом с замиранием сердца смотрела картину по ТВ.

- Где вы сейчас снимаетесь?
- Сейчас запускаюсь со своей новой картиной под рабочим названием «Золотая рыбка». Мы выиграли грант, и Министерство культуры уже выделило нам семьдесят процентов бюджета картины. Это абсолютно новая оригинальная история, написанная молодым драматургом из Санкт-Петербурга Ильзятой Манжиевой. Действие в основном происходит в Казахстане в послевоенные годы, и съемки будут там же. Лично меня эта история глубоко тронула.

- Откуда такое сказочное название у послевоенной истории?
- Дело вот в чем. Главные герои - два пацана, они очень хотят, чтобы их отец выздоровел, вышел из больницы и забрал их к себе. А отец ехал за ними в Казахстан, но по дороге слег и попал в больницу. Эти голодные босоногие мальчишки находят на свалке книжку со сказками Пушкина и читают «Сказку о золотой рыбке». А потом, видя на базаре реальную золотую рыбку в аквариуме, пацаны решают, что им надо срочно ее купить. Они верят, что рыбка исполнит их желание, и папа выздоровеет! А купить-то не на что. Вокруг этого и строится картина.

- То есть это история, увиденная детскими глазами?
- Это история о детях. Я вот не знаю, фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» снят «детскими глазами»? Необязательно так. Эти дети знают, что такое война, добывание хлеба, они знают также, что такое любовь к родителям.

- Вам не кажется, что современным детям не хватает реальных трудностей, чтобы быть лучше?
- Пожалуй, соглашусь с вами. Но с этим трудно что-то поделать…

Театральный роман
- Вы же еще и театру успеваете уделять время?
- Я сейчас служу в театре Иосифа Райхельгауза «Школа современной пьесы». В этом году набрал актерско-режиссерский курс студентов ГИТИСа. Надеюсь, что ребята благополучно вольются в творческий коллектив нашего театра.

- Вы же уже преподавали раньше?
- Да, есть такой опыт - и в Щукинском училище были попытки преподавания, и в других местах…

- Вы выступаете то как актер, то как режиссер. Не боитесь запутаться?
- Могу вам сказать, что актер и режиссер абсолютно разные профессии. Даже режиссер театра и кинорежиссер - это разные профессии. Но у меня есть и огромный актерский опыт, и большой постановочный опыт работы - и в театре, и в кино. Делал я и разные телевизионные проекты. К счастью, мой опыт позволяет заниматься всем этим на уровне профессионала, а не любителя. Мне кажется, это очень важно.

- Но режиссер довольно властная профессия. Вы бываете диктатором?
- Это, конечно, не диктатура в политическом смысле. Как сказал Георгий Товстоногов: «Режиссура есть добровольный диктат». Если актер это понимает и находит компанию единомышленников, тогда это не воспринимается как диктат. Это некая творческая воля, за которой люди добровольно идут, потому что просто доверяют своему режиссеру.

О родителях и профессионализме
- А что для вас значит - быть профессионалом?
- Это вопрос призвания, вопрос владения и умения, вопрос таланта. И не так важно, где человек учился. Гаврила Державин и Иосиф Бродский не закончили литературного института, но они были профессионалами. Есть результат их труда. Профессионализм - это всегда вопрос делания. Важно, что останется после человека, что будет «высечено на камне», образно выражаясь.

- Но актеры далеко не всегда снимаются в шедеврах, и это не от них зависит.
- Ну и что. Знаете, когда я работал слесарем металлических конструкций на заводе, мне не доверяли делать сложные детали - например, когда поступил заказ сделать бленду из титана для космического спутника. Зато я точил какую-то одну маленькую детальку для этой бленды - и делал это хорошо, профессионально. И это было не зазорно для меня. Так же обстоит дело в любой профессии. Кто-то может считать, что сниматься в сериалах - это плохо. А я считаю, что это хорошо, это моя профессия, моя работа, за которую я получаю деньги. Я делаю это честно, и мне не стыдно ни за один проект. Вопрос престижности для меня не критерий. В искусстве вообще немного другие критерии. Меня родители так воспитали, что можно ездить не только на «мерседесе», но и на «Ладе». И кстати, я ездил. На «мерседесе», конечно, комфортнее, но если нет возможности - сяду на «Ладу».

- А как вас воспитывали родители?
- Не знаю, как они меня воспитывали… Наверное, с точки зрения науки - никак. Но они многому меня научили, и прежде всего своим примером. В первую очередь научили самому главному: уважать чужой труд и трудиться самому. Я придерживаюсь этого принципа всю жизнь. И если меня спрашивают: «Почему вы снялись в этой картине?», отвечаю: «Потому что это моя работа!».

- То есть можно сказать, что вас воспитывали не очень строго?
- Да, родители дали мне возможность свободы - сами того, может, не ведая. Именно эта «вольница», которая была, привела меня в 11-летнем возрасте в юношеский театр в Ленинграде, и театр воспитал меня творчеством. А творчество - это свобода. Пройдя сейчас этот огромный путь почти в шестьдесят лет, я хотел бы, чтобы мои дети росли так же.

О любви и семье
- Вы ощущаете себя счастливым человеком?
- Я очень хорошо себя чувствую, и мне не перестает нравиться то, чем я занимаюсь, нравятся люди, которые меня окружают.

- А враги у вас есть?
- Я стараюсь никому не желать и не причинять зла.

- Но в отношениях это почти невозможно!
- Это возможно. Вопрос - какие внутренние ценности ты сам для себя определяешь и по каким принципам живешь.

- Ваша супруга Ирина Савицкова тоже актриса. Как складывается ее творческая судьба?
- Сейчас она ждет малыша и, конечно, пока не снимается, не играет. Но у нее богатый театральный опыт. Она служила в театре имени Ленсовета, потом мы уехали в Новосибирск, где я был художественным руководителем Новосибирского театра, и мы отработали три года там, а когда вернулись - Ирина играла в Александрийском театре в Питере. В Москве она работала в театре имени Станиславского и снималась в кино. Вместе мы живем нашей общей большой творческой жизнью.  

- Но люди творческих профессий, как правило, очень увлекающиеся. А если вы вдруг влюбитесь?
- Влюбиться я могу. Но есть вещи, которые себе никогда не позволю. Например, нельзя читать чужие письма. А почему? Нельзя, и всё! Я даже опубликованную переписку читаю с некоторой опаской, потому что меня не покидает чувство, будто ты внедряешься в чью-то жизнь… Так же обстоит дело и с моими чувствами. Я нормальный человек, мне нравятся жизнь, люди, красота. Но есть вещи, которые я никогда не буду делать. И вовсе не потому, что я такой хороший! Ведь это выглядит не так: вот я прочитал  десять заповедей - и сижу и думаю: как бы мне их не нарушать? Самое главное - прочитать и думать так же! Это основной принцип, и когда его поймешь - станет легче. Я теперь так и живу. В любой ситуации нельзя быть мерзавцем - надо выходить из положения достойно.

- А какой у вас главный принцип в семейной жизни?
- Самый главный основан на любви в семье, любви мужа и жены. Это самое важное, если есть любовь - есть и все остальное.

- Вы дарите жене цветы?
- Разумеется!

- А какие еще знаки внимания оказываете?
- Мне кажется, самое главное - как ты относишься к близкому человеку: уважение к нему, к его личности, к тому, что он делает, как ведет себя по жизни. И если это есть в семье, становится очень легко, и никаких проблем не возникает. Тогда этот вопрос даже не стоит: подарить цветы или нет? Конечно, подарить!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости