Как западные IT-компании жертвуют безопасностью детей в погоне за прибылью

Репортер

Лига безопасного интернета рассказала, какую опасность зарубежные соцсети и другие онлайн-площадки представляют для наших детей. По мнению ее представителей, владельцы цифровых сервисов в первую очередь гонятся за дополнительной прибылью, пренебрегая безопасностью подрастающих поколений.

Ярким примером, который до сих пор вызывает споры во множестве стран, является сервис YouTube Kids – детская версия популярнейшего видеохостинга, запущенная в 2015 году. Она представляет собой урезанную версию YouTube с более красочным мультяшным дизайном для привлечения детского внимания.

Главная проблема данной площадки заключалась в неотключаемой функции автовоспроизведения роликов. Алгоритм видеохостинга мог выбирать видео непредназначенное для детской аудитории. К примеру, после окончания мультиков вполне мог запуститься следующий ролик, призывающий к похуданию или, хуже того, к самоубийству. Руководство компании даже предупреждало родителей, что системы видеохостинга могут не исключать весь неприемлемый контент.

В итоге функция отключения автовоспроизведения появилась в YouTube Kids лишь в августе прошлого года, то есть спустя шесть лет после запуска сервиса. По данным New York Times за 2017 год, дети неоднократно сталкивались с видео со сценами насилия, в том числе с героями популярных детских мультфильмов. А в 2019 году выяснилось, что YouTube рекламировал свою популярность среди детей производителям игрушек, и ненадлежащим образом собирал информацию о детях, нарушая ограничение на сбор данных детей до 13 лет.

«К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, – это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации», – считает директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Похожая история развернулась вокруг соцсети Instagram (запрещенная в России, компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). В последние годы на нее не раз обрушивалась критика за то, что она понижает самооценку девочек-подростков и может привести к психическим расстройствам и суицидальным мыслям.

Но несмотря на это, компания продолжала разрабатывать детский Instagram. Многие родители и общественные деятели считали главной целью такого приложения зацепить детей, когда они наиболее уязвимы, удержать их на платформе и получить доступ к как можно большему количеству их личных данных. Из-за волны возмущений IT-гигант пообещал приостановить разработку детского приложения, но о ее полной отмене пока не заявлял.

Ранее Марк Цукерберг уже пытался заполучить детскую аудиторию. В 2018 году общественный резонанс вызвало приложение Messenger Kids, рассчитанное на пользователей до 13 лет. Американская организация «За детство без рекламы» (Campaign For a Commercial-Free Childhood) призвало руководство закрыть мессенджер, так как он усиливает зависимость детей от сети и способен негативно повлиять на их психику и социальные навыки. Однако, даже не смотря на дальнейшие скандалы с конфиденциальностью (из-за критической уязвимости дети попадали в чаты к взрослым незнакомцам), приложение все еще работает.

«Уберечь детей от интернета и компьютерных игр невозможно, но это и не требуется, ведь сегодня без онлайн-пространства социальная адаптация ребенка и его становление в современном обществе практически невозможны, – делится мнением врио первого замминистра – начальника управления цифрового развития РМ Наталья Санина. – Другое дело, что многие зарубежные компании используют это в своих корыстных целях. В первую очередь, чтобы через детей залезть в кошельки их родителей. Яркий тому пример – условно-бесплатные видеоигры, в которые любой ребенок с помощью смартфона или компьютера может начать играть в любой момент. А вот внутреигровые предметы уже стоят денег, которые юные пользователи будут выпрашивать у мам, пап или бабушек с дедушками. Вторая цель жадных компаний – вырастить новую послушную и привыкшую платить аудиторию, чтобы в ближайшем будущем, как урожай, собирать с нее постоянную прибыль. Считаю, что в нашей стране такой контент не нужен. А поэтому на отечественных разработчиков ложится ответственная задача создавать полезный и безопасный для детей цифровой продукт». 

Представители Лиги безопасного интернета заявили, что будут тщательно тестировать весь рассчитанный на юную аудиторию отечественный контент, прежде чем допускать до него детей.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости