Я горжусь нашим городом!

Наш город

Депутат Госдумы России Надежда Школкина - о своей связи с Мордовией и проблемах АПК

Сегодняшний собеседник «ВС» не нуждается в представлении. Депутат Государственной думы РФ Надежда Школкина уже не один год представляет интересы республики в главном законодательном органе государства. О результатах своей работы и перспективах развития Мордовии в ближайшем будущем она рассказала в эксклюзивном интервью нашей газете.

ВС: Надежда Васильевна, будучи депутатом Государственной думы РФ, вы не потеряли связи с малой родиной. Как вы можете охарактеризовать путь, проделанный республикой в последние пятнадцать лет?
Н.Ш.: В последнее время по разным причинам мы стараемся в обиходе не употреблять слова «революция», но в отношении пути, проделанного Республикой Мордовия за последние годы, другое слово, так точно определяющее изменения, произошедшие в регионе, трудно подобрать. Ещё более удивительно, что столь стремительный скачок республика сделала, не обладая золотыми рудниками и бьющими через верх скважинами нефти или газа. Конечно, федеральные власти помогали и поддерживали республику в её начинаниях, и всё же без креативной и грамотной команды, сильного лидера и веры в собственные силы вряд ли бы удалось добиться столь убедительного успеха.
Сегодня я искренне горжусь нашим городом и, приезжая на региональные недели, стараюсь хоть немного прогуляться по городу. Правда, всем своим коллегам и гостям столицы я всё же рекомендую посетить Мордовию летом или зимой, когда особенно красиво. В последние два года на меня, например, неизгладимое впечатление производят праздничное убранство и новогодняя иллюминация города.
Конечно, невозможно пройти мимо площади 1000-летия с её фонтаном и прекрасным зданием, принадлежащим МГУ. Уверена, что с окончанием строительства Универсального зала жители и гости столицы приобретут ещё одно прекрасное место, где вместе с друзьями, семьёй можно будет достойно отдохнуть, провести свободное время.  
Ну а что касается лично меня, то я, что называется, сердцем связана с Мордовией. Здесь живут мои родители, близкие, друзья, и это ещё в большей степени повышает градус ответственности за свои действия.

ВС: Надежда Васильевна, Вы представляете интересы Мордовии в Государственной думе уже не первый год. Можете рассказать о результатах своей работы?
Н.Ш.: На мой взгляд, у меня самая почётная и ответственная миссия, ведь я работаю в аграрном комитете и представляю в Госдуме интересы аграрного сектора и одной из самой многочисленной категорий граждан - селян. А здесь, как вы понимаете, вопросов, в том числе нерешённых, ещё много.
Несмотря на то что за последние годы Россия совершила мощный прорыв в развитии агропромышленного комплекса, основой которого послужил принятый в России нацпроект «Развитие АПК», в экономике самого сельского хозяйства ситуация пока складывается не совсем однозначно. Так, рентабельность сельскохозяйственных организаций по всем видам деятельности за период с 2005 по 2012 г. составляла от 8 до 15 процентов, без субсидий - от минус 5 до 5 процентов. Таким образом, сельское хозяйство фактически работало на уровне простого воспроизводства, и лишь отдельные его отрасли, где осуществлялась более значительная государственная поддержка, демонстрировали ускоренное развитие, в том числе на основе инновационных технологий.

ВС: Какие наиболее острые проблемы стоят сегодня перед сельскохозяйственной отраслью страны и может ли помочь в их решении опыт Мордовии?
Н.Ш.: По-прежнему на повестке дня остро стоит  социально-демографическая ситуация в деревне - отсутствие инфраструктуры, низкая продолжительность жизни сельских жителей по сравнению с городскими, у пятидесяти процентов селян среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня, что побуждает сельских жителей мигрировать в города. Несмотря на то что на дворе 21 век, значительная часть сельского населения живёт в условиях транспортной и информационной изоляции. Сорок шесть тысяч населённых пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием, более шестидесяти четырех тысяч населённых пунктов остаются без автобусного сообщения. А это значит, что люди фактически лишаются еще и доступа к медицинским и образовательным услугам.
Вот почему социальное развитие села для нашего комитета является приоритетной задачей, которую мы стараемся решать разными путями и через разные программы, добиваясь в том числе увеличения финансирования на данное направление из федерального бюджета.

Следующим приоритетным направлением, на наш взгляд, является техническое оснащение отрасли, где мы пока значительно отстаём от других отраслей экономики, не говоря уже о развитых странах, в которых техническая вооружённость труда в десятки раз выше, чем в России. Сегодня в Российской Федерации на 1000 га посевов приходится 3 единицы зерноуборочных комбайнов, тогда как в США - 15 единиц, а в Германии - 28 единиц. Из имеющегося парка сельскохозяйственной техники в России около 70 процентов всех тракторов и более 55 процентов комбайнов старше десяти лет. И это притом, что нагрузки у нашей техники более чем серьёзные.
Все мы прекрасно понимаем, что при такой ситуации конкурировать нашим сельхозпроизводителям с зарубежными становится всё труднее. Особенно в условиях присоединения России к ВТО, когда в битве за рынок важен каждый компонент, влияющий на цену товара. Чтобы преломить сложившуюся ситуацию с технической оснащённостью аграрного комплекса, мы внесли законопроект, позволяющий Правительству РФ устанавливать прямые субсидии из федерального бюджета на приобретение техники и технологического оборудования для сельхозпроизводителей. На эти цели в бюджете РФ на 2014 год предусмотрено 5 млрд. рублей. Указанная мера, кстати, уже апробирована в 11 субъектах РФ (сельхозпроизводитель получает порядка 30%, а в Амурской области до 50% компенсации затрат на приобретение техники из регионального бюджета), где проявила высокую эффективность и востребованность у селян. Законопроект в декабре 2013 года был принят в первом чтении, думаю, что в феврале данный законопроект будет принят в целом.
Следующая проблема - это высокая кредиторская задолженность, которая в отрасли на протяжении уже нескольких лет в 4,4 раза превышает дебиторскую задолженность, что практически делает невозможным привлечение сельхозпроизводителем дополнительных заёмных средств, так необходимых для продолжения модернизации отечественного АПК, внедрения современных аграрных технологий.
Чтобы как-то решить эту проблему, нами был внесен законопроект, позволяющий сельхозпроизводителю при определённых условиях (гибели более 25% плановых объемов производства с/х продукции на всей площади посева или при 15% гибели животных) повторно воспользоваться программой финансового оздоровления. Сегодня этой нормой можно воспользоваться только один раз. Законопроект также был принят в первом чтении в декабре 2013 года.
Вместе с этим нами был внесен законопроект о банкротстве, увеличивающий сроки и сумму, при которой сельхозпредприятие может быть признано банкротом, а именно дело о банкротстве может быть возбуждено в случае, если величина совокупной задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам превышает 500,0 тыс. рублей и она не удовлетворена в течение трех месяцев. Законопроектом также предлагалось установить норму, при которой в случае признания сельхозорганизации банкротом продажа имущества первоначально может проходить только единым комплексом, что позволит продолжить производство сельскохозяйственной продукции. Законопроект после долгих согласований с Правительством РФ был принят сразу во 2-м и 3-м чтении на последней пленарной неделе, что, на мой взгляд, стало хорошим подарком для наших аграриев к Новом году.
Сегодня ведётся работа по законопроекту, позволяющему нашим сельхозпроизводителям реструктуризировать задолженность по кредитам, выданным на засуху и модернизацию производства сроком на 20 лет. Хотя ситуация здесь неоднозначная как для банков, так и для сельхозпроизводителей. Так как реструктуризация долгов может повлечь за собой увеличение ставки, при этом не освободив залоговые активы у предприятий.
Кроме того, наш комитет при прохождении закона «Об образовании» настоял на сохранении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ЖКХ для сельских учителей и на том, что при принятии решений о ликвидации или реорганизации школы должно быть учтено мнение сельского схода. Кстати, в бюджете этого года при поддержке фракции «Единая Россия»  дополнительно были выделены средства в размере 1,8 млрд. рублей на строительство и оборудование спортивных залов в сельских школах.
И конечно, мы не могли остаться в стороне от пенсионной реформы, особенно видя, что новая пенсионная формула рассчитывается исходя из уровня заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию. Учитывая, что доходы работников сельхозпредприятий почти в два раза меньше среднероссийского показателя и в ближайшие годы ничто не предвещает их резкого повышения, новая формула привела бы к тому, что почти все работники сельского хозяйства могли бы рассчитывать только на социальную пенсию. А если учесть, что у многих селян государственная пенсия является единственным источником доходов, боюсь, что уровень жизни этих людей называть достойным было бы как минимум некорректно.  Поэтому наш комитет совместно с профсоюзом работников АПК настаивал на дифференцированном подходе к решению вопроса, связанного с пенсионным обеспечением селян. Мы были услышаны, и при поддержке фракции «Единая Россия» селянам впервые в истории были предоставлены особые преференции в пенсионном обеспечении. Теперь люди, проработавшие в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающие в сельской местности, будут получать от государства фиксированную прибавку к пенсии и могут рассчитывать на стопроцентный перерасчёт при переходе на новую формулу.
Конечно, хотелось бы, чтобы прибавка была более существенной и стаж был поменьше. И всё же ради объективности надо признать, что это революционный шаг вперед, особенно учитывая, что селяне в плане пенсионного обеспечения все время находились в дискриминационном состоянии по сравнению с теми же городскими жителями, хотя условия жизни и труда у них всегда были более тяжелые.
Кстати, по итогам совещания в Республике Мордовия, посвященного вопросам местного самоуправления, мною был разработан и внесен законопроект, направленный на совершенствование контрольно-надзорной деятельности за органами местного самоуправления. Это особенно актуально для муниципальных органов власти после принятия закона, ограничивающего проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, когда многочисленная армия контролеров буквально обрушилась на органы местного самоуправления и муниципальные предприятия. Сегодня каждое муниципальное образование в среднем  проверяют один раз в четыре дня! Нередки случаи, когда в один день с проверками в муниципальное образование приходят сразу несколько проверяющих структур.
И если сегодня бизнес хоть как-то защищает 294-й Федеральный закон, то органы местного самоуправления - исключительно здравый смысл сотрудников самих контрольно-надзорных органов. А вот здравого смысла, как показывает практика, не всегда хватает. Так, проверяющие органы зачастую выносят предписания, которые по своему размеру превышают годовой объем бюджета самого муниципального образования. Кроме того, сроки, указанные в предписаниях, порой не учитывают реальных возможностей самого муниципального образования, а иногда даже сроков,  установленных федеральным законодательством. Например, сроков при размещении муниципального заказа или внесении соответствующих изменений в бюджет.   
Поэтому в законопроекте основной акцент был сделан на уточнение предмета прокурорского надзора и ограничение поверок органов местного самоуправления по аналогии с предпринимательской деятельностью, т.е. не чаще одного раза в 3 года.
(На сегодняшний день этот документ уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и вступил в законную силу - прим. ред.)

ВС: Мордовия является одним из лидеров среди регионов России по развитию сельского хозяйства. Как вы можете оценить перспективы и потенциал республики в этом направлении?
Н.Ш.: Действительно, Мордовия занимает одно из лидирующих мест по развитию агропромышленного комплекса, где производится 13% валового регионального продукта и занято около 20% населения. Вместе с сельским хозяйством динамичное развитие получил и перерабатывающий комплекс. Сегодня у нас есть чем гордиться и что показать. Например, наш сыроваренный завод «Сармич» по технологическому оснащению не только не уступает, но и во многом превосходит зарубежных конкурентов, а выпускаемая им и Ичалковским комбинатом продукция уже давно получила признание не только у региональных, но и у международных потребителей.
Республика по-прежнему лидирует по производству яйца и мяса скота и птицы на одного человека. Продолжает не только полностью обеспечивать свой внутренний спрос на мясо, молоко, яйцо, сахар, картофель и овощи, но и поставлять отдельные её виды в другие регионы, что является наглядным примером выполнения Доктрины продовольственной безопасности на практике и хорошим ориентиром для других субъектов.
Ну и конечно, для меня, как депутата, да и просто женщины, важно, что в республике наряду с развитием производства особое внимание уделяется развитию села, его социальной инфраструктуры. С самого начала реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села» Мордовия была её самым активным участником, благодаря чему улучшили свои жилищные условия более трех тысяч семей, построено четыре школы, введено около 450 газовых и электрических сетей, более 700 км локальных водопроводов, реализовано 3 проекта комплексной компактной застройки сельских поселений.
Надо отметить, что и здесь Мордовия во многом опередила других. У нас практически не осталось деревень без газа, достаточно разветвленная дорожная сеть, цифровое телевидение. Вместе с тем наши селяне совершенно справедливо ставят вопрос о водоснабжении, строительстве дорог и культурно-досуговых учреждений. Кстати, мы обратились в Министерство культуры РФ с просьбой разработать отдельную федеральную программу по строительству, реконструкции и оснащению сельских клубов. Надеюсь, что профильное министерство поддержит нас в этом вопросе.

ВС: Как бы вы могли оценить имидж Мордовии на российском уровне и благодаря чему республике удалось добиться такой оценки?
Н.Ш.: Сегодня Республика Мордовия известна не только в России, но и далеко за её пределами как один из самых динамично развивающихся регионов, внедряющих первым одни из самых смелых проектов, например создание Технопарка, не боящихся перемен и обновлений, создающих прозрачные и комфортные условия для инвесторов. Конечно, не последнюю роль в этом играет и предстоящий чемпионат мира по футболу. Но для того чтобы выиграть право на его проведение, нужно было пройти огромнейший и тернистый путь, ведь на проведение ЧМ претендовали многие регионы России, и к слову сказать, достаточно сильные. Лично я не забуду того момента, когда по телевизору впервые услышала столь родное для слуха и сердца имя победителя - Саранск. Полагаю, многие из нас тогда не могли, да и не хотели скрывать слез радости и гордости за свою республику. И только немногие знали, какими стараниями, и в первую очередь усилиями руководства региона, эта победа была буквально вырвана. Но, как говорят, чем сложней борьба, тем приятней вкус победы. И я уверена, что мы проведём чемпионат на самом высоком уровне, тем более у республики уже есть опыт проведения масштабных мероприятий. Кстати, празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства до сих пор одно из обсуждаемых событий, произошедших в России в последние годы.

ВС: Каким вам видится будущее региона и какие шаги необходимо предпринять республике в своем развитии в ближайшие годы?
Н.Ш.: Самое главное, не останавливаться на достигнутом. А зная руководство республики и нашего Главу региона Владимира Волкова, я даже на минуту не сомневаюсь, что почивать на лаврах нам не придётся. Я не удивлюсь, кстати, что в недалёком будущем Мордовия может стать культурно-спортивным и инновационным центром не только Приволжского округа, но и международного уровня. Все предпосылки для этого у нас есть.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости