О бедном студенте замолвите слово

Социум

Многие эксперты в унисон твердят, что за последнее десятилетие качество высшего образования в России значительно ухудшилось. К причинам этого относят снижение научной мотивации у самих студентов и коррупцию в российских вузах. Но почему нынешний студент не хочет учиться? Ответ банален - какой смысл в усердном штудировании учебников и регулярном посещении лекций, если зачастую зарплата среднестатистического «необразованного» менеджера по продажам превышает оклад молодого специалиста, а диплом о высшем образовании стал лишь необходимой для приема на работу формальностью. И зачем в такой ситуации методично грызть гранит науки, когда тебе в иных вузах предоставляют возможность просто заплатить за экзамен? Проблемы высшего образования не обошли стороной и наш регион. Как сказал один знакомый: у нас так же, как и везде, только иногда - еще хуже.

Договоры на покупку дипломных работ
К нам в редакцию обратился житель Саранска с рассказом об удивительных вещах, творящихся в Саранском кооперативном институте. Один из наших читателей (по его просьбе не указывать реальные имя и фамилию назовем его Александр) явился в нашу газету и отважился рассказать на диктофон историю о том, как он ПОКУПАЛ дипломную работу у декана юридического факультета Саранского кооперативного института. По словам парня, подобная система на факультете поставлена на поток и ни у кого не вызывает возмущения.
«Со слов моих знакомых, которые раньше учились в Саранском кооперативном институте на юридическом факультете, такого безобразия не было, - говорит Александр. - Обидно за вуз, институт скатился до банального зарабатывания денег на студентах. Было неприятно, когда я узнал, что творится в вузе. Думаю, что эту тему нельзя замалчивать, поэтому я хотел рассказать об этом в средствах массовой информации.
Кто-то из знакомых посоветовал мне не писать дипломную работу, а купить ее у декана факультета. Декан обозначил стоимость - 15 тысяч рублей и предложил заключить договор с неким ООО (показывает бумагу с реквизитами).
Один из пунктов договора гласит: «Исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, накоплению и систематизации информации для написания научной работы, именуемые в дальнейшем «Услуги», на тему...». Далее в договоре фигурировала тема моей дипломной работы. Я выяснил, что это за фирма. Оказалось, что в этом ООО одним из учредителей является не кто иной, как сам декан юрфака института. Об этом, правда, он особо не распространяется, говорит лишь, что фирма работает по указанию свыше.
Многие с моего курса заказывают дипломы в этой фирме, да и особого желания писать диплом самостоятельно у студентов, как правило, нет. Поэтому решил, что проще заплатить деньги и не заморачиваться. По поводу стоимости мне сказали, что для меня, как для хорошиста, сделана скидка. Для других студентов стоимость дипломных работ может доходить и до 20 тысяч рублей. То есть там, как на базаре, можно и поторговаться. Для своих предусмотрены скидки. Так, при наличии общих знакомых можно снизить цену до 10 тысяч рублей за дипломную работу.
Я поинтересовался: «Как будет выглядеть эта работа, нужно ли будет ее дорабатывать?» На что меня заверили: «Все, что нужно будет сделать, - это просто распечатать работу на бумаге и сделать самостоятельно титульный лист». Было также дано обещание, что работа будет гарантированно зачтена. Сказали еще, что работы выполняют преподаватели кафедры и получают за это надбавку к зарплате. Основная же часть денег идет на нужды института.
Мне кажется, на самом деле все обстоит иначе. Сейчас преподаватели просят студентов сдавать дипломные работы не только в бумажном, но и в электронном варианте. Отдать работу, оставшуюся с прошлого года, не составляет никакого труда, стоит лишь изменить титульный лист, ну и, может быть, поменять местами пару абзацев во введении. Видимо, каждый год продают одни и те же дипломы новым выпускникам - эдакий круговорот дипломов среди студентов. Наверняка система продажи работ отлажена и имеет массовый характер.
Насколько мне известно, каждый год декан продает по несколько десятков таких дипломных работ или, если быть точнее, исполняет заказы на выполнение научных работ. Причем это несложно проверить, запросив из банка документы о перечислении денег на его ООО.
От этой истории у меня осталось стойкое убеждение, что декан юрфака, заключая такие договоры, просто страхуется, на самом же деле это не что иное, как завуалированная продажа дипломных работ. С какими знаниями выйдут выпускники этого вуза, остается только догадываться.
Не планировал ли я или кто-то из однокурсников обратиться в правоохранительные органы? Я разговаривал на эту тему с друзьями, они говорят, зачем нам это надо, просто хотим доучиться со спокойной душой. К тому же я как юрист могу сказать, в этой ситуации сложно будет кого-то привлечь к уголовной ответственности, все-таки там есть заключенные договоры. Тем не менее мне бы хотелось, чтобы эта тема не осталась без внимания и получила широкую огласку».
Очевидно, бизнес по написанию научных дипломных работ приносит хорошую прибыль. Не потому ли декан юрфака является счастливым обладателем двух квартир, пригородного земельного участка и иной не самой дешевой собственности в виде престижного авто?
Учитывая все вышесказанное, стоит ли удивляться тому, что к управлению у нас все чаще приходят невежды, а для значительной части талантливой молодежи путь к заветным корочкам из-за коррупционных схем оказывается закрыт либо становится совсем неинтересен? И можно ли винить в этом рядовых преподавателей? Многие из них, несмотря на зарплату чуть более 10 тысяч рублей в месяц, продолжают работать и давать студентам хоть какие-то знания.

За зачет по физкультуре через пожертвование
На этой не самой красивой истории тематика волшебного финансового благополучия Саранского кооперативного института и его руководящих лиц себя не исчерпала. К нам в редакцию пришел один из бывших преподавателей института, проработавший более десяти лет в этом вузе. Он рассказал много интересного, часть этой беседы мы также приведем в этом материале.
«Как известно, многие студенты не желают тратить свое время на посещение уроков физкультуры. Раньше такие студенты Кооперативного института, чтобы получить зачет, должны были купить познавательные книги с интересными названиями типа: «Изучение дзюдо женщинами Мордовии». Кстати, это тема докторской диссертации завкафедрой физкультуры. Но со временем он пошел дальше и придумал не менее креативный, но более чуткий к пустому студенческому карману способ сдачи зачета - оплату так называемого добровольного пожертвования через банк. Студенты, желающие получить заветную роспись в зачетной книжке по физкультуре, должны перечислять на счет некоего спортивного клуба «Викинг» от 250 до 300 рублей. Быть может, этот спортивный клуб, куда студенты жертвуют свои кровные, взращивает чемпионов? Оказалось, что выдающимися спортсменами спортклуб похвастать не может. Просто учредителем и президентом клуба выступает сам глубокоуважаемый заведующий кафедрой. К слову, мужчина весьма импозантный, один из видных предпринимателей Мордовии, доход которого, по некоторой информации, может достигать миллиона рублей в месяц. Надеюсь, что эти самые 250-300 студенческих рублей помогут ему и дальше оставаться в числе глубокоуважаемых и богатейших жителей нашей многострадальной республики».

Оброк с преподавателей
«Руководством Саранского кооперативного института не так давно внедрена в жизнь «передовая» система так называемых хозяйственно-договорных работ, - продолжает бывший преподаватель вуза. - Суть идеи, на первый взгляд, проста - преподаватели обязаны применять свои навыки на производстве. Иначе говоря, подрабатывать в иных организациях - писать монографии, оказывать юридическую либо консультативную помощь предприятиям, оплата же должна поступать на счет вуза. Сложность состоит в том, что на любом предприятии кадры, как правило, укомплектованы и в услугах кандидатов и докторов наук сегодня мало кто нуждается. Тогда руководство вуза не нашло ничего лучше, чем собирать с преподавателей деньги за незаключенные договоры и, соответственно, невыполненные работы. Т.е. раз в год преподаватель, получая зарплату (скажем, 10 тысяч рублей), часть ее должен отдать вузу за то, что он в свободное время не подработал на стороне. Абсурдность этой идеи не очевидна разве что ректору института Борису Кевбрину. Однако все преподаватели аккуратно несут деньги в кассу - в бедной республике они боятся потерять даже то, что имеют.
Кооперативный вуз - коммерческий, хотя в уставе и преамбуле фигурирует автономная некоммерческая организация. Но это же смешно - со студентов берут деньги за обучение, разве это не коммерция? Вуз зарабатывает на обучении студентов немалые средства, не понимаю, как его можно назвать некоммерческим.
Схему же с хозяйственно-договорными отношениями придумала одна из проректоров института. На мой взгляд, это явное нарушение - коммерческие вузы не должны этим заниматься. Другое дело, когда речь идет о казенных учреждениях, которые финансируются из бюджета. Но суть даже не в этом, а в том, что институт забирает деньги у своих преподавателей. Как-то мне на глаза попалась бумага за подписью ректора. В ней предписывалось увеличить заработную плату на 70% (!) наиболее трудолюбивым и долгоработающим преподавателям. В списке фигурировали сам Кевбрин, его дочь, зять, племянница и проректор - т.е. все свои. Недурная прибавка! А остальные пусть пашут там всю жизнь и получают копейки. Да еще платят оброк в виде хоздоговорных работ.
Если государственные университеты финансируются лучше и способны более достойно оплачивать преподавательский труд, то коррумпированность платных высших учебных заведений сегодня превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Купить диплом о высшем образовании в настоящее время не составляет никакого труда. Тем более что размышлять о качестве образования из чувства долга иным доцентам и профессорам просто некогда - они заняты поиском дополнительных заработков, а регулярное денежное вознаграждение за их интеллектуальный труд сравнимо разве что с заработной платой дворников».

PS. Эксперты уверены: на сегодняшний день коррупция в российских вузах стала тотальной, победить ее без кардинальных изменений образовательной системы, а также экономики страны в целом, без серьезных законодательных решений уже невозможно. Система высшего образования в России превратилась в гигантский теневой рынок, на котором вращаются миллиарды рублей.
Что же касается Саранского кооперативного института, то он подает далеко не первый пример из печального разряда «как учить не надо», а его ректор - «как умело закрывать глаза на вольности и благополучно существовать». Однако, несмотря на то что приведенные факты являются просто вопиющими, традиционное бездействие правоохранительных и контролирующих сферу образования структур как бы намекает - мол, все в порядке, причин для паники нет.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости