«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
Свой 55-летний юбилей Юрий Грымов проведет в кругу семьи, как и многие именитые юбиляры этого года. И дело не только в «социальной дистанции», которую многие соблюдают в это неспокойное время, а в том, что юбилеи, как и счастье, «любят тишину». 55-летие - это хороший повод осмыслить свои достижения и упущенные возможности, удачи и провалы, скорректировать планы, которые, конечно же, нельзя строить без учета новой реальности. Обо всем этом мы поговорили с режиссёром театра и кино, сценаристом, продюсером, художественным руководителем студии «ЮГ» и театра «Модерн», лауреатом премии «Ника» - Юрием Грымовым.
Жизнь на карантине
- Юрий Вячеславович, карантин стал для вас временем размышления, новых творческих планов или, наоборот, пытались понять, что происходит и как жить дальше?
- В начале марта я был на фестивале в Южно-Сахалинске «Утро Родины», потом я переехал в Японию, путешествовал несколько недель по своей любимой стране. После этого вернулся в Россию и две недели, как и положено после возвращения из-за границы, отсидел на карантине. И теперь я несколько месяцев уже нахожусь дома, веду онлайн встречи с актерами театра «Модерн», мы обсуждаем новые постановки. Что изменилось? Темп жизни. Он стал другим. Многие спрашивают: «Наверное, теперь изменится мир?». Нет, мир не изменится. Потому что тот, кто хочет меняться, - он и без пандемии изменится. Про тех, кто постоянно говорил, что на карантине наконец-то можно заняться спортом, начать читать книги, смотреть фильмы, можно пошутить: ну что, вы стали начитанными и накаченными киноманами? Кто читал, тот читает и сейчас, и так далее. А вот ритм да, изменился. Единственное, может быть, как-то карантин поменял отношение к понтам, к тому, что когда-то называли «гламуром»… Что касается театра и творческих людей, то да, все скучают по зрителю. Многое, что затеяно в нашем театре, стоит: и премьеры, и текущий репертуар. В планах выпустить три спектакля, один из них «Женитьба» с Лолитой Милявской в главной роли.
- А можно подробнее?
- Мы за основу взяли произведение Николая Гоголя «Женитьба», туда добавили «Женитьбу Бальзаминова» Александра Островского и «Свадьбу» Антона Чехова. Поэтому получилась то, что я называю «смешивать, но не взбалтывать». Как мне кажется, это сегодняшняя история, поэтому я пригласил Лолиту Милявскую сыграть такую классическую невесту Агафью Тихоновну. И, конечно, это комедия, ирония над сегодняшним днем.
Без иллюзий
- Вопрос как к режиссеру. Актер должен полностью перевоплощаться в своего героя или все же лучше помнить, что это его работа?
- Это такой сложный вопрос, который требует развернутого ответа и даже разговора. Если коротко, то я не люблю актеров, которые полностью погружаются, - это называется клинический случай, медицинский. Если мы говорим про профессионального актера, то они лихо и умело отключаются. Он заходит в гримерку, смывает с себя грим и живет нормальной жизнью.
- Вы снимали клипы, кино, сейчас вы художественный руководитель театра. Так что все-таки - кино или театр?
- Кино и театр - большая разница. Кино сейчас меня в меньшей степени интересует. Я уже говорил, но повторюсь, что кино - это 20 век, а 21 - век театра и перфоманса. Что это такое? Это живое. Это то, что нельзя тиражировать. Помните, совсем недавно мы покупали музыкальные CD, они стоили сначала один 25 долларов, потом они стоили по два с половиной доллара, а теперь за 25 долларов можно скачать миллион треков. Я считаю, что это девальвация. Мне так не нравится. С театром так не произойдет. Вы должны прийти, сесть, отключить телефон, погрузиться в эту тишину, прочувствовать атмосферу зала и того, что будет происходить в моменте. В моменте преображения на сцене, в моменте преображения с вами. Поэтому театр и актер театра - это совсем другая история. Помимо мастерства, профессии и таланта должно быть еще что-то на молекулярном уровне. Не каждый актер сможет работать в театре. Еще я считаю, что в театре не должно быть обычно. Все самое обычное вы получите по телевизору, условно говоря. А в театр вы приходите за каким-то новым углом зрения.
- Неужели совсем не хотите ничего снять в кино?
- Я расстался с иллюзиями кино. Конечно, хочется снять что-то, и, может быть, мне удастся это сделать. Сейчас у меня в мечтах снять один фильм. Есть прекрасный сценарий, один из лучших, что у меня были. История про всех женщин Владимира Маяковского. Но я не вижу запроса на подобные проекты. Подождем.
- Насколько я знаю, у вас есть на полке один фильм, который не был готов, - детская кинолента по пьесе Людмилы Улицкой «Год белого слона». Увидим ли мы этот фильм?
- Я думаю, что вряд ли. Мы начали его снимать, отсняли большую часть материала, а потом надо было искать деньги на компьютерную анимацию и компьютерные спецэффекты, и этого уже мы не смогли найти. Мне очень жаль, что мы не смогли закончить этот детский фильм. Значит, так распорядилась судьба.
О жизни
- Вы в свое время сняли огромное количество видеоклипов для наших артистов…
- Вы знаете, это было так давно. Мне это тогда нравилось, сейчас - не интересно. Да и шоу-бизнеса, честно говоря, не стало. В основном артисты поют на заказниках и корпоративах. Я застал период большого шоу-бизнеса и людей, которые что-то пытались делать. Я люблю, наверное, клип «Мишель», который я делал для Валерия Леонтьева, там играла прекрасная актриса Лена Дробышева. И первый клип Алсу, который я делал («Зимний сон» - прим. автора). Ну и, конечно, Витаса с жабрами (композиция «Опера № 2»), которые я придумал. Сейчас, повторюсь, все это из прошлой жизни. Хотя, конечно, со многими артистами мы дружим, с той же Лолитой Милявской, которой я снимал клипы, когда был еще кабаре-дуэт «Академия».
- Что вас больше всего огорчает и беспокоит в современном российском обществе?
- Я часто пишу посты в социальных сетях. Когда случился карантин и в первый месяц пандемии в США правительство стало выдавать деньги, немного помогать людям, все стали говорить - какое там замечательное правительство. Вдруг в России тоже стали выдавать деньги семьям с детьми до 16 лет. И теперь эти же люди пишут, что в нашем государстве - только финансовые подачки. Ну, это же стыдно, господа. Наше государство, как может, помогло семьям, и тут кто-то говорит, что это плохо. Это глупая позиция. Надо на белое говорить «белое», а на черное - «черное». Я за здравый смысл. Как гражданину мне может что-то не нравиться, что у нас происходит. Но я люблю свою Родину. Надо привыкать к тому, что мы все разные, нас 140 миллионов. Еще большее значение я бы уделил образованию, особенно начальному и дошкольному. Именно там формируется человек, его отношение к взрослому миру. Там зарождается то, с чем он пойдет в школу и потом в институт, на рабочее место. Если это будет благоприятная для всестороннего развития среда, то однажды мы будем жить в другой стране, где появятся новые, по-настоящему образованные люди.
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности