Тайный «Шифр» Марьяны Спивак

Социум

Актриса поехала на пробы, чтобы дочитать сценарий, - и получила главную роль в сериале

Марьяна Спивак проснулась знаменитой после выхода фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», где сыграла главную роль. А сейчас она блистает в детективном сериале «Шифр», который с большим успехом идет на Первом канале. Для тех, кто еще не смотрел: действие в фильме происходит вскоре после Великой Отечественной войны, в 50-е годы. Четыре женщины, которых связывает военное прошлое (работа в спецотделе Главного разведывательного управления Генштаба), спустя 11 лет сходятся вновь, чтобы помогать следственным органам в расследовании сложных и особо опасных преступлений. Персонаж Марьяны Спивак Ирина - математик с блестящим аналитическим мышлением, в прошлом сотрудница дешифровального спецотдела ГРУ...

Сначала была «Нелюбовь»
- Марьяна, вы как-то сказали, что первое, о чем вы подумали, когда удалось посмотреть смонтированный фильм «Нелюбвь», где вы сыграли главную роль, - захотелось обнять своего сына, сказать ему ласковые слова. Как вы думаете, у многих появилось такое же желание?
- Насколько я поняла по встречам со зрителями после фильма, аудитория делится примерно пополам. Кто-то категорически не принял фильм и говорит, что у них нет даже знакомых, которые могли бы так себя вести. А кто-то, как и я, захотел крепче прижать своего ребенка и постараться оберегать его от всевозможных потрясений. Так всегда бывает: кто-то категорически «за», а кто-то категорически «против». Но здесь есть еще конкретная позиция: либо я себя узнаю в этом зеркале - и боюсь того, что я вижу, и хочу это исправить. Либо я узнаю себя в этом зеркале - и сопротивляюсь этому, говорю себе: нет, это не я - я не такая!

Английский «Код» к русскому «Шифру»
- Марьяна, вы видели иностранную версию фильма «Шифр»?
- Да. Причем, когда я прочитала сценарий, я не знала, что это адаптация английского сериала «Код», - узнала только тогда, когда приехала на репетиции. Да, я его посмотрела, и не только я. И это было полезно: на съемочной площадке возникла азартная атмосфера творческой конкуренции, нам захотелось доказать, что наш «Шифр» лучше. Ну и потом, у нас взята только идея - у нас и сценарий сильно отличается от того, что происходит там у англичан. И у них всего шесть серий, а у нас - целых 16, было где развернуться.

- Что было самое сложное для вас на съемках?
- Ничего. У нас была замечательная команда, прекрасные отношения в коллективе и прекрасный материал. Это была не работа, а одно удовольствие! Со многими девочками я уже была знакома: Катя Вилкова была моей однокурсницей, со Светой Колпаковой мы работали в одном спектакле... И даже новые люди в нашу компанию легко вписались, никаких притирок у нас не было.

- А я слышала, что перед съемками была серьезная и довольно продолжительная по времени подготовка...
- Да, было такое, но я «прыгнула в последний вагон», и почти вся подготовка проходила без меня. Дело в том, что изначально на роль Ирины намечалась другая актриса, но судьба в итоге подарила эту роль мне...

Право на лево
- Но я знаю, что все же одна серьезная проблема у вас была: вы по жизни левша, и вам пришлось ряди своей героини переучиваться…
- Да, было такое… Моя героиня отвечает за построение схем, и у нее в сценарии было много писанины. И как раз на репетиции Вера Михайловна (Вера Сторожева, режиссер фильма - прим. авт.) обратила внимание на то, что я левша. И сказала, что в советское время учитель математики никак не мог быть левшой. Пришлось переучиваться...

- И как вы это делали?
- Ходила с блокнотиком и все время писала - тренировала правую руку, чтобы в кадре все выглядело естественно.

- Это было непросто?
- Не то слово. Не только предстояло научиться делать то, что ты раньше не мог, это же все связано с работой мозга, и смена руки заставляет по-другому работать голову. И когда ты дубль за дублем в кадре пишешь другой рукой - в какой-то момент тебя начинает пошатывать. У некоторых, как я знаю, совсем не получается даже взять другой рукой ручку и написать одно слово, но у меня все же вышло. Наверное, я все же амбидекстр (человек, который одинаково успешно работает обеими руками, - прим. авт.) - моя мама говорила, что я рисовала в детстве обеими руками одновременно...

На удочку интриги
- А как вы попали в «Шифр»?
- Честно говоря, из любопытства. Я в тот момент не собиралась нигде сниматься, но прочитала сценарий - и поняла, что не прийти на пробы было бы большим преступлением: материал был просто замечательный! Но мне прислали всего несколько серий, так что я поехала на пробы для того, чтобы хотя бы дочитать и узнать, что же было дальше с моей героиней и ее подругами. (Смеется.) Конечно, когда меня через неделю утвердили, это было большое счастье и подарок судьбы! И хотя я, как уже сказала, «прыгнула в последний вагон», репетиции мне все же тоже достались. Что, надо сказать, на подобных съемках бывает крайне редко. И это очень помогло в работе.

- У сериала довольно закрученный сюжет. Не боитесь, что найдется немало критиков, которые скажут, что такого быть не могло?
- Критика всегда бывает - всегда есть те, кто всё знает лучше автора. Но что касается достоверности - у нас были очень серьезные консультанты, мы очень тщательно подходили к различным профессиональным нюансам, которые касались именно работы спецотделов. Так что в этом плане к нам вряд ли можно придраться.

Кино и театр
- Я обратила внимание, что у вас много театральных работ.
- Сейчас у меня больше кино, чем театра. Потому что в театре «Сатирикон», где я служу, уже три года идет реконструкция здания, и многие спектакли ушли из репертуара. Раньше у меня было по 20 спектаклей в месяц, а сейчас - три-четыре, как раз есть время для съемок. Но я надеюсь, что скоро ремонт закончится, и наш театр снова заработает в полную силу.

- А вам самой что ближе: кино или театр?
- Тут нельзя сравнивать - это два абсолютно разных мира. Но я абсолютно убеждена в том, что без театра артисту нельзя. Потому что театр - это постоянный тренинг души, это непосредственное общение со зрителями, которые прямо сейчас, в данную секунду смотрят на тебя - и многократно возвращают тебе ту энергию, которую ты им отдаешь. Этот обмен энергией со зрителем артисту жизненно необходим! Кино - это, конечно, прекрасно, но там никогда не знаешь, что получится, и никогда не можешь ничего исправить. Это в театре можно сегодня исполнить роль так, а завтра - немного иначе.

- Но в кино же есть дубли?
- Да, дубли - это хорошо, но ты все равно не знаешь, какой из них более удачный, потому что нет реакции зрителя, которая тебе это подскажет. В кино только тогда, когда выйдет фильм, тебе что-то скажут, и только тогда можно понять, как все в итоге получилось.

Съемки за рубежом
- Известно, что вы в последнее время активно снимаетесь за границей. Это так?
- Да, я снялась во французском сериале «Бюро легенд», и в Европе он уже вышел, а до нас пока не дошел. И снялась в английском фильме «Yesterday» у Дэнни Бойла - он должен выйти в прокат летом этого года. А сейчас у меня в планах еще один проект, снова во Франции... Я с удовольствием соглашаюсь, если такие предложения поступают, потому что это интересно - и съездить куда-то, и поработать с другим материалом и с другим продакшном (процесс создания художественного произведения - в данном случае фильма или спектакля - прим. авт.) - у них иначе все организовано, чем у нас. Да и просто интересно…

- Трудно работать в Европе? Наверное, у европейских режиссеров особые требования?
- Мне везде комфортно работать, это не зависит от страны. Что касается требований - конечно, в первую очередь это знание языка, чтобы не был нужен переводчик, чтобы спокойно общаться и понимать, что от тебя хотят.

- От акцента удалось избавиться?
- Поскольку я играю русских персонажей, разговаривающих на английском, то тут акцент допускается.

- У вас нет идеи фикс - перебраться за границу и сниматься только там?
- Конечно, нет. У меня же здесь - все родное: семья, друзья, театр... Куда я от них денусь…

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости

Стрелка Калашникова освободили!

Рузаевский районный суд вынес второй по счету приговор по нашумевшему делу 44-летнего директора предприятия «Стерх» Павла Калашникова. Он...

Такие разные «Соотечественники»

Фестиваль - это праздник, и в конце марта этот праздник в очередной раз пришел в Саранск в виде «Соотечественников». В Столицу Мордовии...

«Где деньги, Вить?»

Уголовное дело бывшего руководителя ГУК «Юго-Западная» Виктора Авдеева дошло до суда

«Куб жизни» убил пожарного

25-летний водитель пожарной части сержант Азат Карабанов разбился при падении на «куб жизни». Врачи несколько дней пытались спасти парня,...

Весна ведет!

Начало нового автосезона снова изменит жизнь российских водителей

«Я кеды никогда не носил!»

Первый президент Мордовии в канун своего 70-летия - о перестройке, демократии, борьбе за права человека и собственном стиле в одежде