«Стая» встает на крыло

Новости

Мордовские экстремалы покоряют небо с парапланом

Парапланеризм среди воздушных видов спорта считается одним из самых экстремальных. Для жителей некоторых сел Мордовии полеты парапланеристов стали обыденным зрелищем, однако на самом деле пилотов парапланов в нашей республике можно пересчитать по пальцам. Своих сподвижников-парапланеристов Сергей Горячев, один из первых пилотов, вставших на крыло, называет «стая». И как только в сезон выдается летная погода, «стая» собирается, чтобы в очередной раз подняться небо.

Наша школа

История парапланеризма в Мордовии началась с парашютного спорта. - В 90-е годы мы свободно приходили в Саранский аэроклуб. Занятия проводились бесплатно. Мы прыгали с парашютом, учились летать на самолете, уже практически выучились (Александр Марков, Александр Борискин и я были допущены до самостоятельных полетов на самолете ЯК-52), но наступил 1998 год. Самые сложные годы для аэроклуба. Чтобы выжить, ему пришлось заняться коммерческой деятельностью. Мы вынуждены были уйти, потому что парашютный и самолетный спорт требовал больших денег. Для нас, студентов, это было действительно дорого, - вспоминает Сергей Горячев. Саранский аэроклуб имеет давнюю историю, эта летная школа дала нашей стране немало отличных летчиков и парашютистов. Хорошую базу получили и нынешние парапланеристы. - В летной школе нам основательно преподавали аэродинамику. Кроме того, это все изучалось мной самостоятельно еще в школе. Отец был летчиком-инструктором в Лямбире. Он и привил мне любовь к небу, - рассказывает Сергей. - А параплан я в первый раз увидел, когда учился в школе. Его конструкцию опубликовали в журнале «Моделист-конструктор». Болеющего небом школьника несказанно заинтересовал летательный аппарат, который с легкостью умещается в рюкзаке. Его можно взять с собой куда угодно, подняться на гору и полететь. Самому, конечно, сшить не было возможности - это высокотехнологическая конструкция. Даже любой твердокрыльный планер будет проще в исполнении, чем параплан. Возможность купить параплан у Сергея Горячева появилась только в 2004 году. А тремя годами позже в Мордовии был создан парапланерный клуб «ПараЛайн». На данный момент активно летающих в нем всего лишь пять пилотов - Константин Афанасов, Зирхат Юмаев, Юрий и Сергей Горячевы, а также пилот-моторщик - Владимир Шеломанов. В этом сезоне к ним присоединились еще два человека, которые только начинают свое знакомство с этим спортом.

Полеты...

На начальном этапе парапланеристы Мордовии летать учились самостоятельно. - Парашют летит вниз, параплан наверх. В этом принципиальное отличие. Для полета нужны гора и ветер, причем подходит не каждая возвышенность. Чтобы полететь, нужен восходящий поток, поэтому нам в идеале нужна гора в форме чаши. Ветер должен дуть в эту чашу и подниматься наверх. Поднимающийся воздух и удерживает параплан на лету. Первые полеты были с горы в Подлесной Тавле, где сейчас катаются горнолыжники. Позже там поставили подъемники, и летать стало невозможно. - Первые полеты были примитивные - сверху вниз, но было интересно. Когда впервые подъезжали к этой горе, она казалась нам очень большой. Думали, неужели полетим с нее. В результате максимальная продолжительность полета с нее составила всего около 40 минут. Набираясь опыта, мы поняли, что гора совсем небольшая, и начали искать другие места. Что касается дальности полета, о ней в равнинных условиях Мордовии речь даже не ведется, потому что параплан держится все время над одной точкой в потоке восходящего воздуха. В такой ситуации в первую очередь рассматриваются высота и продолжительность полета. В 2007 году нашими парапланеристами было совершено первое большое путешествие на Юцу - гору в пригороде Пятигорска. Юца считается парапланерной Меккой, куда съезжаются парапланеристы со всей России от Калининграда до Владивостока. - Погода была сложная, летать можно было только рано утром и вечером. Конечно, не ради спортивных амбиций, не ради рекордов, для нас это была возможность приобрести опыт. Позже мордовские парапланеристы добрались и до Чегема (Кабардино-Балкария), где тоже есть гора, подходящая для свободного парения. - Когда взлетаешь на Юце, слева хорошо виден Пятигорск, пейзаж урбанистический. В Чегеме же очень красивая первозданная природа, горы. До сих пор полеты в Чегеме вспоминаются как лучшие, что у нас были, - говорит Сергей. В 2008 году мордовские пилоты получили приглашение принять участие в парапланерном фестивале, который организовали коллеги из Чебоксар. Наши стали победителями. - В Чебоксарах нам довелось пообщаться с пилотом мирового уровня Владимиром Пирожкиным. Он не важничал и охотно делился с нами своими умениями, с ним было очень интересно летать. В 2009 году наша «стая» открыла для себя еще одно место для полетов - гору Аламнер в Марий Эл. Такие дальние выезды для ребят стали вынужденной необходимостью, так как с наших мордовских холмов максимальная высота полетов составляет всего 50 метров. На Аламнере же склон позволяет подняться на 150 метров, на Юце и в Чегеме - на 700 и более метров. Кстати, продолжительность полета в Чегеме может достигать нескольких часов, а на Аламнере при хороших условиях параплан может «висеть» до бесконечности, пока не стихнет ветер. В 2010 году мордовские парапланеристы впервые приняли участие в чемпионате ПФО, который проходил в Самарской области. Наши спортсмены были в середине таблицы по точности приземления. В этом году на чемпионате России по парапланерному спорту в отсутствие самого опытного пилота Сергея Горячева три наших спортсмена - Юрий Горячев, Зирхат Юмаев и Константин Афанасов - заняли места во второй части турнирной таблицы. - Все-таки нам не хватает тренировок, - заключает Сергей Горячев. Но спортивного азарта «мордовской стае» не занимать. В 2007 году пензенцы «подсадили» мордовских спортсменов на такое устройство, как лебедка, которое позволяет парапланеристам взлетать и на равнинной местности. Лебедка, установленная на автомобиле, тянет параплан на тросе, который, как воздушный змей, поднимает парапланериста вверх. - Испытываешь смешанные чувства. Это немножко другое, нежели полеты с горы, пропадает романтика, но мы очень зависим от погоды, да и преодолевать приходится большие расстояния, поэтому в конце концов мы купили свою лебедку. Летать на параплане можно и с помощью мотора. Но «стая» относит себя к «свободникам», кто такие вспомогательные приспособления не приемлет. Те, кто летает с мотором, так называемые «моторщики», в Мордовии тоже есть - Владимир Шеломанов, который в прошлом летал на реактивных самолетах, а также несколько человек в Темникове. - Конечно, у «свободников» меньше вероятность, что ты полетишь. Надо рассчитать ветер, поймать его, - продолжает Сергей. - Все же летать с мотором мне пока неинтересно, пропадают романтика и легкость полета. Но мы очень активно общаемся. Кстати, парамотор - удовольствие недешевое. Стоит он около 150 тысяч рублей плюс расходы на топливо.

...И падения

Парапланерный спорт считается среди воздушных видов спорта самым опасным. - Все чрезвычайные ситуации и катастрофы происходят оттого, что люди стали подходить к этому делу как к развлечению, - говорит Сергей. - Раньше в авиации все было очень строго: нас сажали за парту, мы писали конспекты, сдавали зачеты. Сейчас в парапланеризме это встречается нечасто. Многие пилоты пренебрегают условиями полета. Случаев разных много, и чаще всего люди, к сожалению, виноваты сами. Бывает, что погибают и ломаются даже очень хорошие пилоты. Тут очень важно, как с алкоголем, не переходить границу. Ее многие попросту не чувствуют, не понимают, что это действительно опасно. Здесь важно все - и хорошее физическое состояние, которое помогает спокойно, точно, ловко и своевременно среагировать на сложную ситуацию (например, посадка по ветру), и психологический тонус - нет ничего хуже, чем летать усталым, взволнованным, неконцентрированным, неуверенным в себе, с мыслями где-то далеко. Сергей рассказывает, что за все время их полетов ЧП было немного. Например, у самого Сергея однажды сложилось крыло: - Параплан подвержен риску падения по определению. В Паеве достаточно сложная гора, если дует сильный ветер. В таких условиях у меня произошло сложение, и я упал на гору, к счастью, без серьезных последствий. Сложенное крыло - неестественное для параплана состояние, из которого конструкция чаще всего стремится выйти самостоятельно. В случае нестабильности просто не нужно ему мешать принимать его естественную форму. Чтобы параплан погубил вас, надо приложить немало усилий.

Новые лица

Желающих приобщиться к парапланерному спорту в Мордовии немного. И не только из-за боязни упасть. Новое крыло сейчас стоит порядка 70 тысяч рублей. Менять его приходится примерно раз в пять лет, и не столько по причине износа, сколько из-за стремления пилота перейти на новый уровень. Спортивное крыло позволяет более активно набирать высоту, но его также сложнее пилотировать. Курс обучения для новичков в специальных школах длится всего две недели, поэтому часть желающих изучают теорию самостоятельно. - К сожалению, схема не очень правильная, но обучение в таких специализированных школах стоит дорого, - замечает Сергей. Парапланерное сообщество - открытое. Есть сайт - paraplanrm.narod.ru, там же - форум. Можно запросто если не напроситься в полет, то просто хотя бы понаблюдать со стороны за тем, как это происходит. Единственное, к чему надо быть готовым, выезды не планируются заранее, а происходят достаточно спонтанно. Хорошая погода, нужный ветер - полет состоится, поэтому организовывать какие-то большие совместные выезды очень сложно. - Мы не знаем, в какой точке мы можем оказаться, все зависит от ветра, - говорит Сергей. Тех, кто хочет летать по-настоящему, руководитель клуба приглашает совершить поездку в Пензу, где есть возможность полетать в тандеме, там же есть и учебное крыло (в Мордовии таких нет). Чтобы стать полноценным членом «стаи», любому новичку придется покупать свое крыло. P.S. Парапланерист должен быть «воздушным». Это должно быть в его жестах, в манере наблюдать, мыслить, летать. Быть «воздушным» - значит ощущать себя в гармонии с воздухом, уметь перемещаться в нем при помощи точных и спокойных движений, иметь чувство скольжения. Нужна постоянная готовность быстро принимать решения оценивая реальную опасность и способы избежать ее.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости