Хоть сейчас на «Евровидение»

Новости

Мордовские бабушки из ансамбля «Гайги Вайгель» уверены, что могут выступить не хуже «Бурановских»

Совсем немного времени остаётся до начала конкурса «Евровидение-2012», который пройдет в столице Азербайджана Баку с 22 по 26 мая. В этом году Россия везет на конкурс очень самобытный коллектив - фольклорный ансамбль «Бурановские бабушки», исполняющий на удмуртском языке эстрадные хиты. На российском отборе «Евровидения-2012» старушки из удмуртского села выступили с песней Party For Everybody и обошли 24 других кандидата, среди которых были Дима Билан и Юля Волкова, Аида и Тимати.
«Разве у нас своих поющих бабушек нет?» - задались вопросом журналисты «ВС» и принялись за поиски. Мордовский аналог финалисток «Евровидения» нашёлся быстро. В селе Новая Пырма Кочкуровского района. Здесь уже несколько лет ведёт свою творческую деятельность уникальный ансамбль. Певуний из «Гайги Вайгель», что в переводе с эрзянского - «Звонкие голоса», многое роднит с их бурановскими коллегами. Оба ансамбля состоят из пенсионерок из глубинки, оба поют песни на своих национальных языках. В Новой Пырме населения и пятиста человек нет, а свой творческий коллектив, известный не только по России, но и за её пределами, есть. Новопырменские бабушки встречали саранских журналистов со всей широтой эрзянского гостеприимства. Оказалось, что у одной из старейших участниц ансамбля Розы Степановны на днях был юбилей. Поэтому и интервью превратилось в весёлое мордовское застолье с песнями, занятными историями и поздравлениями.

О конкурсе «Евровидение» участницы ансамбля знают и следят за его ходом. В этом году с удовольствием поболеют за своих коллег - «Бурановских бабушек»: «Знаем-знаем, что их выбрали, - рассказывают певуньи. - Их теперь и по телевизору показывают, и в газетах о них пишут. И мы бабушки, и они бабушки - как не поддержать?» Песенный ансамбль в селе Новая Пырма образовался в 1953 году. Но многих «бабушек», которые были зачинателями и первыми исполнителями народных эрзянских песен, уже нет. Им на смену приходят уже их дети, занимая места в общем многоголосии. От прежнего состава 53-го года сейчас поют только двое. Они могут рассказать, как в 70-м году ездили в Москву на звукозаписывающую студию «Мелодия», где записывали грампластинку с песнями в своем исполнении. В 80-х собрали новый состав ансамбля. Придумали название «Гайги Вайгель» - «Звонкие голоса». Все участницы ансамбля из Новой Пырмы. И все, так же как и участницы бурановского ансамбля, всю жизнь проработали в селе. По собственному признанию, «бабушки» пели всю жизнь: «Как поедешь на сенокос, сядешь в грузовик и поёшь всю дорогу, - рассказывает Прасковья Кузьминична Промойкина. - Косишь-косишь весь день, рабочее время уж закончилось, а мужики всё остановиться не могут. «Ну-ка бабоньки!» - говорю я, и мы как запоём! Тут же мужики косы на плечо! Если бабы песни запели, значит, надо до дома собираться». Подобно «Бурановским бабушкам», поющим на удмуртском, репертуар ансамбля состоит из старинных эрзянских песен. Как говорят участницы, их учили ещё бабушки и прабабушки. Народные песни передавались из уст в уста. Их пели обязательно на всех праздниках, на которых за одним столом собиралась вся деревня. На таких вот импровизированных концертах и оттачивали свое вокальное мастерство участницы ансамбля. Со смехом вспоминают, как в молодости выступали на «Олимпиадах». Так раньше называли фольклорные фестивали. «Сейчас на сцене веди себя как хочешь, - говорят бабушки, - а тогда всё строго было. Стой столбом и не шелохнись. Приезжал в 56-м году из Москвы какой-то мужик. Слушал нас. Ногу не так поставишь - он в крик. Никаких эмоций! Нельзя! Так нас напугал. Так намучил!» Ансамбль «Гайги Вайгель» вполне востребован, и всё-таки артистки из глубинки на вопрос, в каких городах они выступали, первым называют Саранск. Но география поклонников этим не ограничивается: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Литва… И везде «бабушек» встречают на ура! Вспоминают историю, которая произошла в бывшей союзной республике на гастролях. «Пришли в магазин подарков родным купить. Спрашиваем, а литовцы от нас нос воротят: «Русским ничего продавать не будем!» Ну мы решили схитрить. Начали по-мордовски разговаривать. Продавцы спрашивают: «Вы откуда?». Мы отвечаем: «Из Финляндии!». Они нам: «Берите всё что хотите! Так вот и закупились». Отдельной строкой в истории ансамбля останется встреча с Владимиром Путиным. Во время одного из визитов в нашу республику Владимиру Владимировичу демонстрировали различные мордовские промыслы и богатство культурных традиций. По заверениям самих участниц ансамбля, их беседу никто не планировал, а Путин сам увидел их и подошёл. Для почётного гостя спели специально. А Президент с интересом послушал и, оценивая их пение, невольно угадал название ансамбля: «Какие звонкие голоса!». В селе Новая Пырма побывал и Дмитрий Медведев. Участницы ансамбля шутят: «Мы Меркушкина предупреждали - как Медведев приедет, обязательно нас пригласите спеть!» Культура мордовского села из глубинки Дмитрию Анатольевичу пришлась по душе. Он даже планировал пригласить «Гайги Вайгель» в Сочи на Международный форум, но не вышло. «А мы уж приготовились, - смеются бабушки, - и купальники приобрели! Ну, ещё съездим, какие наши годы. Скоро праздник Тысячелетия, мы сейчас здесь нужны. Уже активно готовимся, разучиваем новые песни. Пойдём праздновать, хоть пригласят - хоть нет. А что? Около аэропорта встанем и петь будем! Все, кто проедут, на нас первых посмотрят. А Путин услышит и опять к нам подойдёт. Мы же знакомы!» Репертуар в основном состоит из эрзянских песен, но и русские народные бабушки тоже исполняют с удовольствием. На вопрос о специальном музыкальном образовании певицы только смеются: «Да у меня 4 класса образования, - говорит Роза Степановна, - какое уж там музыкальное. Всё из души поём. Как бабушки учили». Сразу начинают вспоминать о своей нелёгкой жизни: «Работы в селе не было, уборщицей устроилась - и то хорошо! А когда война была? И голод терпели, и холод! Только песня и помогала жить». За столом начинают петь национальную эрзянскую свадебную песню. Да только вот что-то она на весёлую не похожа: протяжная, напевная. Даже немного грустная. «Так это начальная песня, - объясняют традицию бабушки. - В ней поётся, как родственники жениха приходят в дом к невесте и сначала спрашивают разрешения войти, присесть, а потом и спеть. То есть первая песня выжидающая, даже боязливая. Ну а уж когда разрешение получено, то тут уж мордовскому веселью предела нет». Ещё в репертуаре наших бабушек есть исторические песни. Когда «Гайги Вайгель» ездили в Санкт-Петербург на фестиваль «Рождество Христово», то пели там песню про Петра I. Песня про то, как Пётр Алексеевич просит благословения у своей матушки возглавить царство. Мать возражает ему, что это очень сложно, но он отвечает, что сохранит землю дедов и прадедов. Наряды - это отдельный элемент в творчестве ансамбля. Просто не верится, что такие красивые национальные костюмы сделаны не профессиональными кутюрье, а руками самих участниц. «А мы не только для себя шьём, - рассказывают певуньи, - мы и для других ансамблей вышиваем! Тоже бабушки научили. В национальной одежде особая энергетика. В старые времена мастерицы безграмотные были, а как вышивали! Носили праздничные и повседневные костюмы. Но даже повседневные были очень красивые. Вышивались они особым способом, и даже каждая звёздочка в вышивке имела своё особое имя. Потому что трудиться над таким нарядом нужно было очень долго. Сейчас уж таких не делают, машинкой штампуют. А у нас, посмотрите, не то что одинаковых нарядов, одинаковой вышивки нет». Бабушки настолько спелись, что им даже репетировать уже не надо. Но когда намечается большой концерт, то к подготовке относятся ответственно. Недавно проходил инспекционный смотр сельских домов культуры. Участницы «Гайги Вайгель» тоже готовились. Но, так как поют они обычно без звукоусиливающей аппаратуры, решили на этот раз привыкать исполнять с микрофонами. А где ж их взять-то в селе? Не растерялись, поставили посреди зала швабры, и как под микрофоны репетировали. Собственные музыкальные пристрастия у бабушек тоже разнообразны - Надежда Кадышева, Надежда Бабкина, Олег Газманов, Вячеслав Добрынин, Ярослав Евдокимов и даже Хор Турецкого. А вот современная эстрада им не нравится: «Это и не песни вовсе, и голосов у них нет», - говорят они. Сами признаются, что могли бы выступать не хуже «Бурановских бабушек», да только не хватает толкового продюсера. «А вот если явится к вам продюсер и скажет, что надо современные песни петь?» «Тогда споём, - дружно отвечают участницы. - Нам только слова выучить и мелодию запомнить. А споём лучше всяких поп-звёзд, потому что у нас всё от души идёт, и голоса звонкие. А уж если на эрзянский перевести, то хоть на любую иностранную музыку». «А если в Москву переехать предложат песни петь? «Поедем!» - отвечают. Но тут уж вступается муж одной из исполнительниц: «Это куда же ты поедешь? А кто корову будет доить?» «Мужики корову доят - бабы на собрании», - отвечают хором бабушки словами шуточной песни. «Песен действительно они знают много, - признаётся начальник Управления культуры Кочкуровского района Зинаида Ляшина. - Ездили в другой город на гастроли. Так новопырменские бабушки пели песни всю дорогу и туда и обратно. Спрашиваю: у вас ещё песни не кончились? Они отшучиваются: ещё километров на 500 хватит».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости