«Межнациональные отношения - оплот единства России»
Глава Мордовии поздравил победителей окружного этапа Всероссийского конкурса средств массовой информации «СМИротворец»
15 марта в Саранске открывается VII Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники». В течение восьми дней на сцене русского драматического театра Мордовии театрами из 6 стран будет показано 9 спектаклей. Такие театральные встречи соотечественников стали в Саранске доброй традицией. В этом особенном для Мордовии году на фестиваль приезжают старые друзья фестиваля, театры, однажды уже покорившие нашего зрителя, а также театральные коллективы, о которых в России почти не знают. Впервые в «Соотечественниках» примут участие театры из Израиля и Таджикистана. Особым гостем нынешнего фестиваля станет Московский драматический театр имени К.С. Станиславского со спектаклем «Мастер и Маргарита». Журналистам «ВС» в преддверии фестиваля удалось связаться с художественным руководителем театра народным артистом России Валерием Беляковичем и поговорить с ним о театре и его творчестве.- Валерий Романович, какие у вас ассоциации со словом «Саранск»? - До недавнего времени только одна - это родина Оксаны Григорьевой, жены Мэла Гибсона. Теперь же это название у меня постоянно крутится в голове, потому что совсем скоро мы приедем в ваш город, на фестиваль «Соотечественники», о котором знаю очень давно. Я много слышал о нем от Натальи Старосельской, с которой очень дружен. У вас побывали мои друзья Алексей Дударев и Рустам Ибрагимбеков. Театральный мир действительно очень тесен, мы все друг друга знаем, и я не мог не слышать о фестивале драматических театров, проводимом много лет подряд и собирающем такие достойные коллективы. Для нас большая честь быть приглашенными на этот фестиваль в качестве почетных гостей. - Почему вы решили привезти к нам «Мастера и Маргариту», спектакль, в котором участвует большое количество актеров, длится больше трех часов и требует отнюдь не простых декораций? Не самый «выездной», кажется, спектакль. - «Мастер и Маргарита» - моя первая работа в этом театре. Дело в том, что я всего полгода назад стал художественным руководителем театра им. Станиславского и еще немного успел здесь «наваять». До последнего времени я был художественным руководителем Театра на Юго-Западе, который создавал с нуля и который считаю своим детищем. Сейчас его возглавляет мой ученик Олег Леушин. «Мастер и Маргарита» на данный момент единственный вариант, который мы можем предложить. А что касается декораций, в Саранск мы привозим все свое. Я всегда использую минимум декораций. Для своих постановок я и режиссер, и сценограф, и музыкальный оформитель, и зачастую исполнитель главных ролей. В моем «Юго-Западном» случае я начинал с нуля во всем и был наивен - я полагал, что режиссер все должен делать сам. А теперь уже привык и не собираюсь менять свои правила авторства. Почему минимум декораций? Иногда для обозначения места и времени вполне достаточно одного знакового предмета - допустим, старинного шкафа в «Женитьбе». В «Мастере и Маргарите» - это сцена, обитая железом, и подвешенные оцинкованные листы - страницы тех самых рукописей, которые, как известно, не горят. В мольеровском «Скупом» - огромные сундуки, пожирающие человека, в «Дракуле» - громадные зеркала, дробящие реальность... Верно найденное пространство спектакля - залог успеха. Я никогда не начну репетиции, пока не определюсь со сценографией. О важности световой партитуры и говорить не нужно - это уж само собой. Она, как и музыкальная «душа» каждого спектакля, индивидуальна. - Валерий Романович, пытаясь связаться с вами, я узнала, что вы в Японии, туда вас завели тоже дела театральные? - Я все время работаю в Японии, меня связывают давние творческие узы с Токийским театром. Я ставлю спектакли на его сцене всегда на 2 языках, японском и русском. Часто сам играю в этих спектаклях. Я ставил у них «Ромео и Джульетту», «Трехгрошовую оперу», в марте этого года закончил постановку «На дне». Сейчас годовщина ужасного землетрясения, произошедшего в Японии. Я был там в это время. В марте 2011-го должна была состояться премьера «Гамлета», над которым я тогда работал. Мы думали, разрушится театр, вся страна тогда замерла. И тем не менее мы играли «Гамлета» в тот вечер. В зале было два зрителя. Билеты были распроданы задолго до премьеры, но зрители не смогли добраться в театр. Японцы очень мужественный народ, они решили, что все равно будем играть. - Япония, наверное, не единственная страна, с которой у вас творческие связи? - Я давно в этой профессии, и много с кем довелось работать. В Штатах ставил для театра Чикаго, кстати, там впервые поставил «Мастера и Маргариту». Я вообще люблю Булгакова. Сейчас в театре имени Станиславского ставлю его «Кабалу святош». Я 10 лет работал с Нижегородским театром комедии, вплоть до 2010 года. Сейчас сотрудничаю с театром в Белгороде. Со своим Театром на Юго-Западе мы объездили весь Урал, Сибирь, Дальний Восток. Мы побывали в таких городках и поселках, где театра не было никогда. Поверьте, я точно знаю, что Россия - это не только Москва. Мне интересно будет приехать в ваш город, надеюсь, это будет приятный сюрприз.
Поделиться в соц. сетях:
Глава Мордовии поздравил победителей окружного этапа Всероссийского конкурса средств массовой информации «СМИротворец»
В Доме Республики состоялось подписание протокола об установлении побратимских отношений между Саранском и городом Чжэньцзян