Волшебная рука Федора Хитрука

Новости

Патриарх отечественной анимации и фронтовик поздравляет своих зрителей и коллег с 75-летием «Союзмультфильма» и Днем Победы

Если б не было зимы - не было б и лета… А если б народный артист России Федор Хитрук не стал художником-аниматором, а затем режиссером мультипликационных фильмов - у нас не было бы наших главных мультгероев: Винни Пуха и Пятачка. А еще не было бы замечательных философских картин «Я подарю тебе звезду», «Лев и бык», «Человек в рамке», «Остров», «Фильм, фильм, фильм»…
Их и мультфильмами назвать трудно - настоящие притчи для взрослых, переданные с помощью уникальных рисованных кадров. Да и Винни Пух наш - самый настоящий философ. Его цитатами говорит весь русскоязычный мир. И хотя придумал этого медвежонка англичанин Александр Милн, а перевел его книжку на русский Борис Заходер, но популярным этот герой стал в нашей стране, стал нашим родным и близким именно благодаря Федору Хитруку. И теперь даже самая простая фраза создает особое настроение, которое накрывает тебя с головой и заставляет улыбаться. «Кажется, дождь начинается!», «Это неправильные пчелы, они делают неправильный мед», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!», «И того, и другого, и можно без хлеба!» - это все хитруковский Винни Пух. А вместе с ним и мы. Ну, а кто из нас не побывал в шкуре льва Бонифация из мультфильма «Каникулы Бонифация»? Ведь это он показал нам всем, что лучший отдых - это смена деятельности. Это жизненный принцип и самого Федора Хитрука, который 1 мая этого года отметил 94-й день рождения. Его поздравили коллеги и Президент Медведев с Премьер-министром Владимиром Путиным. Наверняка и они не безразличны к героям Хитрука. Федор Савельевич сожалеет только о том, что не сможет принять активного участия в предстоящих празднованиях по случаю юбилея «Союзмультфильма». Его солидный возраст дает о себе знать, увы. Но душой он - вместе с коллегами и поклонниками его творчества. И накануне славного юбилея он всех от души «праздрявляет!» - как сказала бы мудрая Сова из его мультфильма про Винни Пуха. - Федор Савельевич, с каким настроением встречаете свой профессиональный праздник? 75 лет «Союзмультфильму» - это ведь солидная дата, даже в масштабах отдельно взятого человека. - Радостно сознавать, что такая студия существовала и существует до сих пор. Я давно уже там не был. Но друзья там остались, единомышленники - они приходят ко мне и рассказывают о теперешней жизни. «Союзмультфильм» переживает кризисное время - у студии был нелегкий период. Но коллектив остался, и у меня есть надежда, что удастся восстановить уровень и престиж этой студии как центральной для России. К сожалению, я не знаком с последней продукцией, но мне передают, что появилась талантливая молодежь. И я не оставляю надежду, что студия восстановит свой фирменный уровень - тот, который был в 50-е, 60-е, 70-е годы. Дело в том, что сейчас появилась масса картин, сделанных кустарным способом - когда и автор сценария, и режиссер, и оператор выступают в одном лице. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой - сильно сужает возможности создания полнометражного фильма высокого уровня. Может быть, ситуация, которая сейчас сложилась, - это определенная конкуренция: появилось много студий, я лично знаю о существовании 20 мультипликационных студий, и идет негласное соревнование между ними. Может, это и приведет к созданию новых мультипликационных шедевров и восстановит уровень российской мультипликации в целом…

Микки-Маус определил судьбу

- Федор Савельевич, в Вашей биографии написано, что Вы стали мультипликатором благодаря тому, что однажды увидели мультфильмы Уолта Диснея. Как Вы думаете, советская мультипликация достигла уровня Диснея во времена своего расцвета? - Это коварный вопрос! Фильмы Диснея я впервые увидел в 1935 году. Они произвели на меня большое впечатление и даже изменили мои личные планы. Я собирался быть иллюстратором книг. Но судьба сложилась именно так. Я принес свои рисунки на студию «Союзмультфильм», но на них даже не взглянули. Я, конечно, расстроился - с одной стороны. А с другой стороны - был счастлив, потому что с того момента знал, чего я хочу в жизни: я хотел делать мультфильмы. Это самая прекрасная профессия на свете! Ведь мультипликатор - это и художник, и актер, и режиссер, и сценарист. Все нужно знать и уметь, чтобы быть настоящим профессионалом. Я ходил на студию до тех пор, пока мне однажды не сказали, что появилось место стажера-аниматора. Это был мой счастливый случай, я старался изо всех сил! «Союзмультфильму» сложно было состязаться со студией Диснея. По тематике у нас было больше фильмов душевных, добрых - воспитательного характера. У Диснея было время, когда на экран каждые полмесяца выходили новые картины - они выпускали сериалы. По продуктивности мы никак не могли с ними сравниваться. Не догнали… Но наши фильмы - добрее. Они, может быть, не так изощренны в технике, в движениях. Но они искренние, наивные - как сами дети. И для детей наш язык был понятен. Были и у нас свои шедевры - такие, как «Снежная королева». Но это были очень дорогостоящие проекты. А вопрос денег в мультипликации всегда был очень болезненным… Мы получали деньги на производство мультфильмов от государства, а Уолт Дисней - от проката своих мультфильмов. Но это - не праздничная тема, не юбилейная…

Все мы дети!

- Федор Савельевич, как Вы думаете: почему взрослые люди любят детские мультфильмы? - Люди разные бывают… Наверное, так они прикасаются к своему собственному детству. А детство - это всегда хорошо. - Какие самые яркие воспоминания из Вашего детства сохранились? - Красок было мало в нашем детстве - оно было бедное и голодное. Я об этом написал в своей книге воспоминаний. Я родился в Твери, нас у мамы было трое сыновей, я - средний. Родители - простые работяги, много трудились, чтобы прокормить нас. Отец старался двигаться вперед, получил образование. И в 30-е годы его направили на работу в Германию - закупать детали для производства… - Ваши первые уроки по рисованию были получены именно в Германии. Что это были за уроки? - Я занимался в художественно-промышленном училище в Штутгарте. Но я уже был не маленьким ребенком - мне было 14 лет. Это был 1932-33 год. А в детстве я рисовал, как и все дети, пароходы, профиль Ленина…

Долгая война

- Когда началась война - был страх, что это крах всех надежд? Что не получится стать художником? - Я уже работал на студии в тот момент. И, как большинство советских людей, сначала думал, что это ненадолго… Все песни были об этом - «Любимый город может спать спокойно…». Когда началась война, я работал над мультфильмом «Сказка о царе Салтане» - рисовал массовку. Я немного сделал в этой картине. И ушел на фронт. Вернулся в Москву только в 1947 году. После войны я еще работал переводчиком, так как знал немецкий язык. Боялся, что потерял квалификацию, когда вернулся в «Союзмультфильм». Но руки быстро вспомнили навыки. И я, конечно, много трудился, чтобы наверстать упущенное… - Любимый герой, которого Вы нарисовали, создали образ? - Оле Лукойе из «Снежной королевы». - У Вас очень много наград - профессиональных, отечественных и международных - это и «Золотой орел», и «Венецианский лев»… Как к ним относитесь? Это важно для художника, творческого человека? - Для меня вообще загадка, как происходит оценка картин, которые награждают. Вот эту награду мне подарил на 90-летие наш предыдущий Президент Владимир Путин. Она тяжелая, красивая. Награды вообще тяжелые - и в прямом, и в переносном смысле. Вот это - «Венецианский лев». Я сам на фестивале не был, когда меня награждали, мне статуэтку Андрей Тарковский потом привез. Правда, пока вез, хвост у льва сломал - мы его приклеили потом… - Если сегодня была бы возможность снять мультфильм - за какую работу взялись бы в первую очередь? - Я давно мечтал сделать фильм «История демагогии» - для взрослых. Как обманывают простой народ - начиная с рыцарских времен… А для детей хотелось бы продолжить «Винни Пуха». Мы не все рассказали и показали в этой истории. Вышло всего три фильма, а планировали девять. - Правда ли, что Винни Пуха «подсмотрели» с актера Евгения Леонова, который его озвучивал потом? - У нас был задуман другой образ Винни Пуха. Но когда мы увидели Леонова на сцене - как он встал перед микрофоном, как поворачивается, как смотрит в зал - мы увидели другого Винни Пуха. Леонов не только голосом, но и всем свои видом дал нам ключ к решению образа нашего героя. Его рисовали художники Владимир Зуйков и Эдуард Назаров.

Такая личная жизнь

- Судя по фильмографии, Вы очень много работали: трудового стажа - более 70 лет! Не мешало ли это личной жизни? - Мультипликация - это и есть моя личная жизнь! И другой я не представляю. - Кому из коллег Вы хотели бы передать привет накануне праздника? - Страшно кого-то забыть… Всем-всем, с кем я работал. Правда, многих моих друзей и единомышленников уже нет, но я помню всех - Дежкина, Котеночкина, Иванова-Вано, Пащенко, сестер Брумберг, Льва Атаманова... Их уже нет, но эти люди создали то, что называется «Союзмультфильм». Сегодня это молодая плеяда - Норштейн, Назаров, Бардин, Наташа Абрамова… Хотя мало кадров осталось из тех времен, когда студия наша была в расцвете… - Какие пожелания молодым коллегам? - Пожелание - жить и работать!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости