Студвесна: как это было

Новости
15 апреля во Дворце культуры и искусств МГУ им. Н.П. Огарева состоялся гала-концерт фестиваля «Студенческая весна-2011». В этом году первое место занял архитектурно-строительный факультет, получивший премию в размере 30 тысяч рублей, второе место и 20 тысяч достались географическому факультету, третье место и 10 тысяч рублей - у Историко-социологического института. В этом году фестиваль был приурочен к 80-летнему юбилею МГУ и проходил под названием «В ритме вуза бьется сердце». Журналисты «ВС» решили поинтересоваться, что собой представляли студвесны мордовского университета давно минувших лет?
Преподаватель географического факультета Наталья Кильдишева (в прошлом проректор по внеучебной работе) стояла у самых истоков Студвесны, она была одной из первооткрывательниц фестиваля в Мордовии: «Для меня этот фестиваль имеет особое значение, ведь в конце 60-х, когда все это только начиналось, я принимала в нем участие, да и потом неоднократно была членом жюри… Тогда все было по-другому. Все строилось исключительно на самодеятельном творчестве студентов, какие уж там профессиональные режиссеры! Даже такой должности, как заместитель декана по воспитательной работе, в то время не было, студенты все делали только сами. Просто на каждом факультете находилась своя группа активных талантливых ребят, на них-то все и двигалось. Я, например, будучи студенткой историко-филологического факультета МГУ, занималась в студии, которой руководил солист Музыкального театра Анатолий Яшнов. И первым номером на Студвесне с моим участием был знаменитый дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы», который мы исполнили с Ларисой Чеплыгиной. Тогда он был встречен просто на ура. Это было время романтики, энтузиазма, радужных надежд - время счастливой комсомольской юности. И мы свято верили в свои идеалы, их нам никто не навязывал. Это отражалось и в фестивальных выступлениях. Было очень много вокальных номеров, постановок на классические сюжеты, выступления популярных в те годы вокально-инструментальных ансамблей. Тогда многие пели под гитару. Обычно на сцене ребята много шутили, смеялись, обыгрывали интересные жизненные ситуации. Правда, юмор не был таким свободным, как сейчас. Костюмы для этого мероприятия шили сами, какие уж в то время спонсоры! А мы, студенты, народ далеко не богатый. И ведь получалось все очень красиво и эффектно! А выступление оценивали исключительно работники университета, обычно выигрывал тот факультет, где было больше всего талантливых ребят». Сергей Тетянников, заместитель директора ДК МГУ: «Этот фестиваль занимает в моем сердце особое место. Так уж получилось, что, начав активно участвовать в нем в студенческие годы, я до сих пор наблюдаю за происходящим на фестивальной сцене. Анализирую, что было ТОГДА и что СЕЙЧАС. А тогда было сложнее. Середина 80-х, еще живы принципы партийной идеологии и что-то можно, а что-то нельзя. Страшный дефицит в магазинах, и творчество студентов держится исключительно на голом энтузиазме. Но нам было все нипочем! Репетировали допоздна, сторож в корпусе нас с руганью выгоняет, а мы упрашиваем, мол, еще чуть-чуть… А если не получалось уговорить, оставался единственный выход - через окно. И мы настолько были поглощены фестивальной романтикой, что не обращали уже никакого внимания на эти самые условности. Для нас главное было хорошо выступить, не ударить в грязь лицом! И выступали. Правда, тогда что-то было НЕЛЬЗЯ, цензура, понимаете ли. Но мы старались удивить зрителя, выдавая на его суд наш тонкий юмор. Даже знаменитого «Федота-стрельца» Филатова показали, хотя и пришлось смягчить острую политическую направленность этой пьесы. Помнится, тогда наш ФЭТ первое место занял. Ну а в конце 80-х уже рамки цензуры не были такие узкие. Посвободнее вздохнулось. Самым непростым для Студвесны временем было начало 90-х, какие уж тут фестивали, когда людям, извините, есть нечего! В то время некоторые факультеты даже участия в этом мероприятии не принимали, ну а те, что участвовали, знали, чем подивить честной народ! Чего только знаменитые «Каски-шоу» стоили! Это ребята так «Маски-шоу», популярную в те годы передачу, переиграли. Представляете, здоровые мускулистые парни выдают танцевальные па в балетных пачках! А постановки на мотивы впервые пришедших тогда на голубой экран телесериалов! Помните героя «Рабыни Изауры» сеньора Леонсио? Так его ребята студенты тоже сделали главным персонажем, правда, постановки на тему колхозной жизни. Отныне он для них стал Леонтием Петровичем!» Марина Тростина, заместитель декана филологического факультета по воспитательной работе: «В этом году я отмечаю свой юбилей на студвесновской сцене - четверть века! Я участвовала в этом фестивале и будучи студенткой, и уже работая преподавателем! А началось все это для меня в конце 80-х, когда комсомольское движение стало уходить в прошлое, а на смену ему пришла перестройка. Сейчас многие критикуют комсомол, но я с этим не согласна. Мы в это верили, мы этим жили. И даже знамя наше комсомольское прятали - вот до чего доходило. Тогда среди студентов даже самоубийства происходили - они утрачивали веру в свои идеалы и сводили с жизнью счеты. Очень нелегко было отказаться от того, чему хотели посвятить жизнь. Как проходили в то время студвесны? Первая часть обязательно была тематическая, как правило, национальная тематика, знаменитый эпос, а вторая - капустник, обыгрывались смешные ситуации из студенческой жизни, появившиеся в то время рекламные ролики, знаменитые конкурсы красоты. И все это на единственной в то время студвесновской сцене в 4-м корпусе МГУ. Вспоминаю, как нам эту самую сцену сушить пришлось перед выступлением. Представляете, всего-то ничего до нашего шоу осталось, а тут уборщица на сцене полы помыла. А для нас, понятное дело, мокрый скользкий пол - целая проблема. Вот и пришлось бежать домой за фенами и утюгами - вот так, общими усилиями мы высушили сцену! Знаете, во мне до сих пор не угасает эта искорка, я до сих пор активная участница Студвесны. На последнем выступлении и рэп прочитала, и в видео-СТЭМе отличилась. С годами, конечно, все меняется, новые темы, идеи, новые студенты… Но фестиваль «Студвесна» - это навсегда, и если ты хоть раз принял в нем участие, всю жизнь будешь проникнут этим безудержным духом студенчества». Сергей Кожанов, солист балета Музыкального театра: «Я всегда был именно за самостоятельное творчество. Студвесна - это именно СТУДвесна, и поэтому студенты все должны делать сами. Талант и рвение должны играть в этом случае особую роль, и, конечно же, решительность. Она и помогла нам добиться своего в свое время. Наш факультет, где учатся профессионалы, дискредитировали, отстранив от участия в фестивале. И вот тогда мы, активисты, устроили настоящий бунт. Получается, мы уже не «огаревцы», а чем мы хуже других? Наш протест был рассмотрен, и нас вернули на студвесновскую сцену. И в первое же наше выступление мы заняли призовое место, отстав от победителей всего на какую-то долю балла… Сейчас, когда наступило время высоких технологий и существует понятие свободы слова, есть масса возможностей подарить публике великолепное выступление, но его должны делать именно сами студенты, а к профессионалам обращаться только за консультацией. Я и во Всероссийской студвесне участвовал, вот там именно студенческое творчество проглядывается. И декорации, и костюмы - все это должно быть именно студенческим достижением! Ведь обходились же в прошлом студенты без щедрой спонсорской помощи!». Сотрудница ДК МГУ Мария Орлова: «Середина 90-х… Самый расцвет студвесновского движения. Хотя и строилось все в основном на самодеятельности. Все участники фестиваля считали себя лучшими, каждый опирался в основном на субъективную оценку. Это сейчас, спустя годы, уже смотришь на все это по-другому. Что тогда было популярно? Сериальные моменты - это пошло еще с начала 90-х, тогда все были буквально одержимы «Просто Мариями» и «Санта-Барбарами», создавались пародии, а мы исполняли попурри из сериальных песен. Публике понравилось. Тогда особенно процветала эстрадная попса. Пели песни и в оригинале, и на мордовский мотив перепевали. Особенно отличались мы, студенты-филологи. Никогда не забуду знаменитый хит Черниковой «Я люблю тебя, Дима», исполненный нашими девочками на мордовском языке. А наш мордовский рэп - вот это была фишка! Филологи, как известно, народ читающий, вот мы и выдавали на зрительский суд свои интерпретации классических произведений, и все с юмором, с присущей оригинальностью. А однажды наши ребята привели на сцену живого коня… Да уж, действительно, есть что вспомнить. И главное, все сами!».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости