100-ваттный запрет - всем до лампочки

Новости
Вступивший в силу запрет на выпуск и реализацию ламп накаливания мощностью 100 ватт и более на удивление не сильно-то испугал отечественных производителей и продавцов. Воспользовавшись законодательными лазейками, те без видимых проблем приспособились к игре по новым правилам. «ВС» попытался разобраться, кто и почему решился обойти введенные ограничения и какие проблемы стоят на пути в наше светлое завтра.

Ноу-хау переходного периода

Напомним, с идеей ввести ограничения на оборот ламп накаливания выступил еще в июле 2009 года Президент страны Дмитрий Медведев. По его словам, новые технологии необходимо не просто предлагать потребителю, но внедрять «железной рукой». Правда, принятый впоследствии Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» оказался не столь уж суровым и внешне более походил на аналогичные программы Евросоюза. Согласно документу, борьбу с «лампочками Ильича» предполагалось разбить на несколько этапов. С января 2011 года под запрет попадали лампы мощностью 100 ватт и выше, с 2013-го - от 75 ватт, а с 2014 г. - 25 и более ватт. В быту, на производстве их постепенно надлежало вытеснить энергосберегающим приборам, дающим большую светоотдачу при меньшем ресурсе потребления. Точно к означенной дате российские производители исполнили первую часть предписания, прекратив выпуск морально устаревшей продукции. Однако сделано это было весьма своеобразно. Все основные отечественные заводы, включая нашу «Лисму», изменив диаметр вольфрамовой нити или количество витков, поставили на поток 95-ваттные лампы накаливания. По яркости свечения они практически не уступают 100-ваттным. И при этом формально не подпадают под запрет. На самой «Лисме» по понятным причинам предпочли воздержаться от официальных комментариев. Но, как стало известно «ВС», решение о переходе на чуть менее мощные лампы было принято, что называется, с оглядкой на коллег-светотехников. Уж если те позволяют себе работать на грани дозволенного, то что говорить о мордовском заводе, переживающем явно не лучшие времена?! Остановить конвейер, конечно, можно, но тогда почти автоматически будут перечеркнуты все усилия, направленные на сохранение мощностей, восстановление стабильности в коллективе. Да и планы по модернизации в таком случае непременно окажутся под угрозой. Так не лучше ли в переходный период продолжить выпуск востребованной населением продукции, попутно занимаясь поиском инвесторов? Федеральные власти уже пояснили, что полицейские методы внедрения инноваций для нас неприемлемы. «Никто закон не нарушает, - заявил председатель думского комитета по энергетике Юрий Липатов. - Там сказано: 100 ватт и выше. Производители решили делать 95 ватт. Да, они как бы где-то на грани той запредельной мощности, которую определило государство. Ну, и на здоровье». В пользу рыночных механизмов регулирования высказался и министр энергетики страны Сергей Шматко: «Запретить производство и продажу таких ламп можно, только прописав их допустимую мощность в техрегламенте, а до тех пор их оборот будет вполне законным». Это означает, что российские заводы будут выпускать приборы в 95 свечей до самого 2013 года. Если, конечно, инвесторы и менеджеры заводов не сочтут их бесперспективными.

Торговля не заметила запрета

А вот торговля, которую «стоваттный» запрет тоже затронул, отнеслась к нему довольно равнодушно. Специализированные магазины как будто и не заметили его совсем. Что, кстати, и неудивительно. Ведь там в ассортименте и без того представлены по большей части разные энергосберегающие лампы, олицетворяющие сегодняшний день светотехнической промышленности. Стоят они, понятно, недешево (цены, как правило, начинаются с 60 рублей - на порядок больше, чем «лампочки Ильича»). Но за счет малого энергопотребления и длительного срока службы неизменно находят своего покупателя. Крупные торговые центры в свою очередь заранее позаботились о том, чтобы простимулировать спрос. Некоторые еще осенью прошлого года проинформировали потребителей о грядущих нововведениях. В декабре, когда иные граждане попытались сделать запасы, остатки продукции были успешно распроданы. А после новогодних каникул на прилавках появились разрешенные лампы накаливания мощностью 95 Вт. Тем не менее и сегодня, то есть спустя почти полтора месяца с момента введения ограничений, «стоваттные» лампочки можно приобрести в Саранске без особого труда. Реализуются они в основном через небольшие хозяйственные магазинчики и рынки. Продавцы обычно заверяют, что всего лишь реализуют товар, произведенный до 31 декабря. Самые продвинутые, а точнее наглые ссылаются на положения закона: мол, речь в нем идет об ограничении производства, на торговлю же оно-де не распространяется. В последнее время, впрочем, появились и оригиналы, стремящиеся «обсчитать» покупателя, причем… в его пользу! Недавно, например, на прилавках одного из магазинов в Северо-Западном жилом массиве города удалось обнаружить те самые 95-ваттные лампы. Сомневаться в том, что это были именно они, не приходилось - мощность крупными буквами указывалась на ценниках. Только дома покупателям удавалось рассмотреть на колбе мелкий значок «100 Вт». Недовольства, надо думать, никто не высказывал. В некоторых других точках, не мудрствуя лукаво, и вовсе начали писать на ценниках перед цифрами «95» знак приблизительного равенства. Объясняя это… банальным нежеланием нести ответственность за производителей. По стандартам, утверждают продавцы, отклонение мощности может составлять до 10 ватт, на деле - и того больше. То есть гарантировать яркость свечения лампочки, а равно и количество потребляемой энергии они не вправе. Можно лишь проверить ее работоспособность.

Да будет свет!

Вскоре, вполне очевидно, споры, связанные с ограничением на оборот ламп накаливания, утихнут сами собой. Но вот уйдет ли в прошлое, собственно, предмет дискуссий - большой вопрос. С одной стороны, «лампочки Ильича» отжили свое. И проблема не только в их чрезмерном энергопотреблении. Уж слишком низок КПД такой продукции. Вместе с тем реальной альтернативы ей, получается, вроде бы как пока нет. Лампы на основе светодиодов - самые эффективные, но и самые дорогие. В магазинах они могут стоить до тысячи, двух и даже до 3000 рублей. Хотя продолжительность их службы по сравнению с лампами накаливания в 30 раз больше, а энергопотребление в 10 раз меньше. К тому же в России по сей день не налажено массовое их производство. Сделать это госкорпорация «Ростехнологии» планировала в 2010 году. Правда, впоследствии сроки реализации проекта были пересмотрены. В Мордовии исследования в данном направлении проводят «Электровыпрямитель» и отчасти завод точных приборов. Но их возможности, увы, не безграничны. И дальше выпуска опытных партий дело не идет. Ну, а Евросоюз тем временем в очередной раз поднимает планку, намереваясь к 1 сентября 2016 года объявить бойкот галогенным, а заодно и светодиодным лампам первых поколений… С компактными люминесцентными лампами, которые некогда должны были стать чуть ли передовой линией модернизации отечественной светотехнической промышленности, ситуация выглядит еще более запутанной. Начнем с того, что в России вопреки досужему мнению их производства из собственных комплектующих нет и сегодня. Подавляющее большинство предприятий, поставивших продукцию на поток, по сути, являются сборочными, того хуже - просто снабжают китайские изделия «нужными» наклейками. Единственный проект, который с полным основанием можно было бы назвать отечественным, в результате так и не удалось осуществить саранскому ВНИИИС имени А.Н.Лодыгина. По официальной версии, от его реализации отказались ввиду бесперспективности - по цене наши «экономки» сильно уступали импортным аналогам. Но вот только ли в этом проблема? Поговаривают, что европейцы сделали ставку на энергосберегающие лампы лишь в пику азиатским партнерам - дабы поддержать своего производителя и отвоевать у китайцев ранее оставленные позиции. Потеснить их малость удалось, хотя и цена успеха была немалой. На поверку недостатков у «экономок» оказалось не меньше, чем достоинств. Сравнительно продолжительный срок их службы - не более чем миф. Зачастую они выдерживают не более 4-5 тысяч циклов включений-выключений. К тому же долго «раскочегариваются» или вовсе не работают на морозе, плохо переносят температурные перепады, иногда мерцают, гудят, наконец - требуют специальных методов утилизации, поскольку содержащиеся в них пары ртути признаны опасным токсином.

Хотели как лучше…

Сложности с переработкой и производством (а на выпуск одной люминесцентной сберегающей лампы требуется столько же энергии, сколько тратится на 10 обычных) подчас вообще заставляют усомниться в успехе проекта. Например, в Германии, культура населения которой стала почти легендарной, до недавнего времени удавалось собрать для утилизации не более 40 процентов экономичных ламп. Куда исчезали остальные - загадка. У нас же в данной сфере, образно выражаясь, и конь не валялся. При подготовке данного материала мы попытались узнать, сколько организаций республики утилизируют «ртутные» отходы и проводят демеркуризацию отработанных изделий. В справочной службе дали только номер ЗАО «Энергия». Правда, в Главном управлении МЧС по Мордовии выразили сомнение в том, что фирма функционирует и сегодня - пару лет назад ее лицензия была приостановлена, после чего контакты практически сошли на нет. В Министерстве природных ресурсов Мордовии посоветовали обратиться в созданное сравнительно недавно ООО «Мордовский экологический комбинат», уточнив при этом, что переработку оно не осуществляет, а лишь вывозит промышленные отходы. На поверку выяснилось, что обе эти организации действуют параллельно и теоретически готовы принимать ртутные лампы у населения. Почему теоретически? Да потому, что среди частников их услуги не востребованы. В среднем утилизация каждой лампы обойдется в 10-15 рублей. Оплата осуществляется исключительно путем банковского перевода. Контрольно-кассовых аппаратов в компаниях нет.

Задний ход?

Пока Россия взвинчивает плюсы и минусы, в Евросоюзе все чаще раздаются голоса в пользу морально устаревших ламп накаливания. Так, председатель Европейского комитета по промышленности, исследованиям и вопросам энергетики, член Европарламента Герберт Ройль признал недавно, что запрет на их производство, продажу и импорт оказался несколько преждевременным. Парламентарий призвал незамедлительно отменить действующие нормы и задуматься - не стоит ли, напротив, ограничить оборот «экономичных» ламп. В том же духе высказалась и заместитель председателя Европарламента Сильвана Кох-Мерин. По ее мнению, опальные источники света следует вновь разрешить хотя бы к продаже, не прикрываясь фальшивыми рассуждениями об охране окружающей среды. Кстати, иные наши предприятия, проявив смекалку, умудрились сохранить производство хоть 150-, хоть 500-ваттных ламп. В паспортах они отныне именуются «Приборами обогревательными с функцией освещения». Придраться трудно - греют они действительно хорошо. А уж по какому назначению использовать продукцию - решает сам потребитель.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости