Актриса написала книгу о себе, которая называется «Канатоходка. Автобиография»
Несмотря на то что в творческом арсенале Натальи Варлей - около полусотни киноролей, пожалуй, самой любимой для большинства россиян остается ее Нина из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» - «студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица». Книга «Канатоходка» - еще один повод вспомнить о легендарных коллегах актрисы по кинематографу и просто ее хороших друзьях: Юрии Никулине, Георгии Вицине, Наталье Гундаревой, Альберте Филозове, Леониде Куравлеве, ушедшем недавно от нас писателе Эдуарде Успенском и многих других...
Сколько себя помню…
Наталья Владимировна начинает свое повествование с того момента, как она ощутила себя в этом мире. И произошло это очень рано: будущей звезде отечественного кино был всего один год и два месяца. И рассказ о книге она начала именно с этого эпизода:
- Я собиралась написать свою истинную биографию очень давно. Другого способа борьбы со слухами и «желтой прессой» я просто не видела. Я часто переживала из-за написанного в прессе, плакала в подушку, думала, что же мне делать: судиться или нет? Но все никак не решалась сесть и написать правду: как было на самом деле. Для этого тоже нужна некоторая смелость. И когда ко мне обратилось издательство «Эксмо», которое выпускает биографии актеров и режиссеров, я ответила, что у меня есть и желание написать книгу, и очень много материала - так как дневники я вела с детства, и у меня сохранилось огромное количество записей. Мне было страшно подступаться к некоторым очень личным темам - все думала: нужно это писать или нет? Но потом поняла, что наступит время, когда никто не расскажет, как было на самом деле. Пусть один раз это будет написано.
Выбор своего пути
Варлей признается, что связать свою жизнь с цирком она решила еще в восемь лет, когда впервые попала на цирковое представление с двумя выдающимися артистками тех лет.
- Несмотря на то что я давно ушла из цирка, он для меня по-прежнему идеализирован, остается таким же, каким я его увидела впервые в детстве, - рассказывает Наталья Владимировна. - Я занималась музыкой, рисунком и росла совершенно неспортивной девочкой. Но когда впервые увидела цирковое представление, я сказала родителям, что стану воздушной гимнасткой, как Раиса Немчинская, либо укротительницей тигров, как Маргарита Назарова. Немчинская тогда выступала в первом отделении. Необыкновенно красивая женщина - брюнетка с гладко убранными назад волосами в белом трико под куполом цирка выполняла сложнейшие трюки на трапеции. А во втором отделении на арену выходила дрессировщица тигров Назарова - нежная, хрупкая блондинка - и тигры буквально падали на арене от ее красоты и женственности… Родители тогда, после объявления моего решения, просто улыбнулись… Но постепенно мечты юной Наташи стали осуществляться.
- Сначала я поступила в детскую студию при цирке, мне тогда было 12 лет. Я занималась в ней два года и там же познакомилась с Юрием Владимировичем Никулиным. А потом я узнала, что недалеко от станции метро «Белорусская» в Москве есть единственное в мире цирковое училище, мы в него поступили с подругой. И тут уже мои родители ужаснулись и содрогнулись - так как, по их мнению, «умненькая и талантливая девочка» вдруг пошла в цирк - при том, что у меня была боязнь высоты! Так я стала воздушной гимнасткой и работала под куполом, пока кино меня не «выкрало». А потом поступила в Щукинское театральное училище при Театре имени Вахтангова на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева. Вместе со мной учились Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, Володя Тихонов и много других талантливых ребят. В первое время я очень тосковала без цирка, плакала ночами, понимая, что он остался в прошлой жизни. Я ходила на все представления, приучила к любви к цирку всех сокурсников, потом они даже стали ходить в него уже без меня и общаться с моими цирковыми друзьями. И сейчас двое моих самых близких друзей - это бывшие цирковые сокурсники.
Грин и девичье разочарование
Еще одной страстью будущей актрисы было чтение. К 14 годам девушка перечитала уже всю классику. Кроме того, Варлей сама пишет стихи - потрясающие, очень трогательные.
- Когда я была совсем юной и окончила первый курс циркового училища, студенты меня пригласили сняться в главной роли в экранизации рассказа Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери», сыграть роли Тави, - вспоминает Варлей. - Фильм назывался «Праздник». И я тогда открыла для себя Грина. Но потом нашелся противник этого писателя. Когда мне было лет 18-19, я снималась вместе с Леней Куравлевым. Он меня спросил, что я люблю читать. Я ответила, что мне очень нравятся Достоевский и Грин. И тогда он сказал: «Достоевского - это понятно, а вот Грина зачем ты читаешь? Я Грина ненавижу: он обманщик!». Я тогда ахнула: как такое может быть? Леня - интеллигентный, тонкий человек. Но с годами я поняла, что он хотел мне сказать этой фразой: ведь «Алые паруса» не ко всем девушкам и не всегда приходят, и они начинают разочаровываться, а желание встретить принца уже сформировано... И на следующий день после нашего диалога Куравлев мне принес книгу «Подводя итоги» Сомерсета Моэма - потом я еще шутила, что в столь юном возрасте он мне предложил уже подвести итоги... Но книгу я прочитала, и она мне понравилась.
Тяжелые 90-е
С особой грустью Наталья Варлей вспоминает о непростом времени конца ХХ века, когда не было достойных и интересных предложений о работе - искусство в стране переживало кризис. Но, несмотря на все это, актриса никогда не допускала мысли об отъезде из России.
- Все тяготы 90-х годов я пережила в Москве, в своей квартире на Смоленской набережной, - рассказывает актриса. - Видела из окна, как танки палят по Белому дому... Это, конечно, очень тяжелое время - но одновременно и одно из самых счастливых для меня. Я продолжала учиться в Литературном институте. И когда кино плавно катилось к закату и фильмы снимались довольно слабые, я дублировала чужие картины. Но у меня были своя квартира, два замечательных сына, кошка и собака. И я думала: «Какая же я счастливая!». До того, как случился дефолт, я копила на загородный домик, о котором мечтала долгое время. Но эти деньги в одночасье превратились в ноль. Я пришла в сберкассу, которая находилась на Новинском бульваре напротив дома, в котором я сейчас живу, стояла у нее три дня, но двери захлопнулись, и я поняла, что осталась и без денег, и без домика. На ватных, несгибающихся ногах я пошла домой, думая, как жить дальше. Но пока шла, стала прозревать: ну, пропали деньги - но я-то жива, руки и ноги у меня есть, я работаю, у меня двое прекрасных детей, живы родители, у меня есть маленькая, но своя квартира, а деньги заработаются. Поэтому я - счастливый человек! Все в жизни познается в сравнении. И материальные потери - это не самое страшное…
Гавань Успенского
Особое место в жизни актрисы занимает ее участие в проекте Эдуарда Успенского «В нашу гавань заходили корабли». Сначала он представлял собой радиопередачу, а потом стал еще и программой на телевидении. Основной идеей была популяризация «дворовой» песни - городского шансона. Успенский являлся автором и ведущим проекта, а Наталья Варлей - его частой гостьей.
- Мы как-то гуляли с младшим сыном на даче, переходили по какому-то мостику, а навстречу нам по этому мостику едет Эдик Успенский, - вспоминает артистка. - Мы с ним были давно знакомы. Он меня поприветствовал: «Натуля, как дела? Скажи, пожалуйста, ты знаешь какие-нибудь дворовые песни?». Я ответила, что, конечно, знаю: мы с сестренкой пели очень много всяких песен в детстве. А он как раз начинал тогда работать над передачей «В нашу гавань заходили корабли» - это были 90-е годы, когда люди стали терять из виду своих любимых артистов, а кино тогда снималось в основном коммерческое. И Эдик решил вернуть на экран ностальгические песни нашей юности и тех актеров, которых всегда хотели видеть зрители. Помню, на первую передачу я так старательно одевалась, гримировалась, приводила себя в порядок - а потом выяснилось, что это радиоэфир! (Смеется.) Но, тем не менее, мы все встретились: Гриша Гладков, Эдик Успенский, Саша Шевченко - и приехали на радио. Стали вспоминать песни, и я как-то сразу попала в эту интонацию. Мы много колесили по стране… Помню, мы собрались в Доме журналиста - и весь зал вместе с нами пел! В передаче в разные времена участвовали и Коля Караченцов, и Юра Чернов, и Ира Муравьева, и Владимир Меньшов, и Юрий Никулин, и многие другие. Все они с радостью вспоминали песни своего детства, и передача была очень любима народом. Сначала она выходила на радио, а потом стала идти уже на телевидении…
Вселенная вокруг и внутри
За свою жизнь Наталья Варлей очень много путешествовала. Она с улыбкой замечает, что объездила почти весь земной шар.
- Мне легче назвать те страны, в которых я не была, - признается Варлей. - В советские времена я много ездила на фестивали отечественных фильмов. Объездила всю Африку, Азию и Латинскую Америку. Но я не знаю, что сейчас происходит в некоторых странах. Потому как с тех пор мир изменился. Например, я дважды была на Шри-Ланке, которая раньше называлась Цейлон, и когда я прилетела туда в первый раз, мы с актрисой Аленой Чухрай бежали по берегу океана и восторженно кричали от счастья: «За что нам эта красота?!». Это было ощущение рая на земле! А когда я прилетела туда уже во второй раз, с Аликом Филозовым, тоже на фестиваль - там шла война между тамилами и сингалами, и все в стране стало другим, даже климат как будто поменялся: небо затянулось тучами, шел дождь, нам не разрешали выходить из отеля... И той радости, которую я испытала с Аленой, во второй раз у меня уже не было. Мне очень понравились Боливия, Лаос, интересны многие экзотические африканские страны. А вообще я очень люблю открывать для себя новые, совершенно непохожие на наши места, государства с другим образом и ритмом жизни. Это, как ни странно, помогает лучше понять себя…
Анна Яковлева