Светлана Светличная - актриса удивительной красоты и судьбы. При ее таланте и внешних данных ее не засыпали предложениями сыграть главных героинь. Но она всегда была тем самым «пятым элементом», который делал картину законченным произведением. Визитной карточкой актрисы стала совсем небольшая роль в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Светличная сыграла сногсшибательную соблазнительницу, роковую красотку Анну Сергеевну, которая заманила стойкого семьянина Семена Семеновича Горбункова в гостиничный номер. Фраза: «Не виноватая я, он сам пришел!» - ушла в народ и живет до сих пор… А сама актриса не просто проснулась знаменитой - она проснулась «секс-символом СССР». Тысячи мужчин признавались Светличной в любви. Но любила она одного - своего мужа, актера Владимира Ивашова. И даже на творческий вечер, где рассказала о своей жизни, съемках в культовых картинах «Семнадцать мгновений весны», «Отец Сергий», «Бриллиантовая рука», актриса принесла портрет мужа. Чтобы был рядом. И слышал ее признания…
«Семнадцать мгновений весны»
- Я поймала себя на мысли, что могу смотреть эпизод, в котором моя героиня Габи Набель танцует с Штирлицем, бесконечно… Очень важно, когда партнер, Вячеслав Тихонов, обладает таким обаянием, когда он тебя чувствует. И когда с тобой такой режиссер, как Татьяна Михайловна Лиознова, которая так любила Тихонова. Она его берегла! И если он опаздывал, то она нервничала, а как только появлялся в павильоне, Татьяна Михайловна сразу начинала работать, улыбаться - к ней энергия возвращалась… Так бывает. Это не значит, что режиссер может полюбить артиста и о чем-то мечтать... Нет. Просто режиссер понимает, что нашел для своей картины именно того человека, который выразит вот эту всю историю до такой степени, что все города пустели, когда по телевизору шел фильм «Семнадцать мгновений весны», - люди бежали смотреть картину! И мне кажется, что все, кто принял участие в этих съемках - даже те, кто играл фашистов, этих злодеев, - все были на своих местах. Это и есть чутье режиссёра...
После съемок
- И вот у Татьяны Михайловны чутье «продлилось» и за пределы съемочной площадки… Когда я овдовела, Вячеслав Васильевич тоже остался один. Он уехал из Москвы, жил где-то в своем домике. И Татьяна Лиознова чувствовала, что мы не просто так сыграли в фильме эту сцену так пронзительно - мы были близки по духу. Близки по ощущению друг друга. Бывает такое. У меня бывает такое даже в метро иногда. Заходит мужчина, а я думаю: «Ой, я бы с ним познакомилась…». Не думайте, что я пристаю к кому-то в метро! (Смеется.) Я говорю о своих ощущениях. Наверное, у всех бывает такое ощущение, что кто-то должен тебе встретиться такой, мимо которого ты не пройдешь… И встречаются люди, и создают совершенно потрясающие семьи, и живут потом всю жизнь. Так вот, Татьяна Михайловна, наверное, подумала, что мы с Вячеславом Тихоновым такие люди и есть. Но я только потом это поняла. Однажды раздается звонок, я беру трубку и уже по голосу понимаю, что это Вячеслав Васильевич. «Светлана, здравствуй! Как ты поживаешь?». Я говорю: «Да ничего, а как вы?». О чем-то говорили, говорили, а я думаю: «Наверное, ему предложили какую-то роль, и там, наверное, есть героиня или какой-то эпизод, куда он хочет пригласить меня. И уже режиссеру, наверное, об этом сказал…». Оказалось - нет. Он меня пригласил к себе домой. Но так как мне не шестнадцать лет - я поняла, что в нем, наверное, осталось светлое чувство ко мне после картины «Семнадцать мгновений весны». И я поняла, почувствовала, что у нас могло бы что-то сложиться, если бы я сказала: «Да, я приеду»… Но я - вот честно при Володе говорю, что я тогда сказала: «Ой, знаете, нет, я не смогу, я завтра улетаю…». Я это говорю к тому, что хорошая экранная работа всегда оставляет особенное чувство…
Кино про первый поцелуй
- Если бы была такая возможность, если бы были спонсоры - я бы сняла свое кино. У меня даже есть сценарий короткометражки, я сама его написала. Она - о женщине моего возраста. Однажды я поняла, что хочу рассказать о вдовьей судьбе и одиночестве. Они очень тяжело переносятся - точно так же, как старость. У меня даже есть афоризм: «Старость - это когда нет никаких желаний». В моем представлении старость - это когда ты ничего не хочешь, кроме одного: чтобы тебя не трогали. А я хочу снять кино! (Смеется.) Главная героиня - это женщина моего возраста, которая осталась одна. И вдруг она вспомнила свою молодость, свой первый поцелуй. И решила, что она должна вернуться в тот город, где был первый поцелуй, где она почувствовала, что влюблена. Женщина приезжает в этот город. Она идет в то кафе, где была с любимым, и там звучит их музыка - Шарль Азнавур. Выходит из кафе, а через пять минут туда заходит мужчина, которого она любила… И где бы она ни была в этот день - она все время уходит чуть раньше его… В конце дня поняла, что, конечно, она его не встретит… А когда на вокзале идет к своему поезду - проходит мимо своего любимого. И в этот момент он и она останавливаются и оборачиваются… Они почувствовали друг друга! Чувства не исчезают, сколько бы лет тебе ни было. Поэтому и первый поцелуй всегда помнишь. Вообще - всё помнишь. Я это знаю… И вот, они оборачиваются и понимают, что встреча произошла. Идут друг другу навстречу. Он ее обнимает. Она кладет ему голову на эту грудь широченную, а он говорит: «Прости меня…». Поезд уходит. Вот такую короткометражку мне хотелось бы снять, пока я жива…
«У вас хороший вкус!»
- Когда мне хотят польстить, говорят: «Ой, вы совсем не изменились!» - и я улыбаюсь. Конечно же, изменилась! Правда, некоторые в зрелом возрасте меняются до неузнаваемости. А я вот приспособилась к шляпам, и они меня спасают. Как только выхожу в шляпе - все меня узнают, сразу говорят: «Здравствуйте! Как мы рады вас видеть!». Но столько мужских восторгов и признаний, которые на меня обрушились после выхода «Бриллиантовой руки», я не испытала больше ни в какой период своей жизни. Сколько раз мне говорили: «Я жену выбирал, похожую на вас!». Ну что я могла на это ответить? «У вас хороший вкус! Да, таких, как я, немного!» (Смеется.) Честно скажу: не люблю, когда нас, уже стариков и старушек, собирают на телевизионные программы и все время мусолят картины, которые люди знают наизусть. Я против этого. Мне кажется, что картина должна жить своей жизнью и не обязательно показывать, что героиня жива и еле ходит или еле дышит. Человек так устроен, что ему хочется помнить ту, которая когда-то ему безумно понравилась. Не важно, кто - я сейчас говорю не о себе, а, например, об Элине Быстрицкой. Обо всех женщинах, которые появились тогда в «Тихом Доне», - они потрясающие! И их помнят такими…
И все же хорошо, что у Бабочкина был Чапаев, а у меня - «Бриллиантовая рука». Нонна Викторовна Мордюкова, когда мы посмотрели картину в первый раз на «Мосфильме», сказала: «Ну, Светка, все мужики будут твои!». Действительно, есть что-то такое в моей Анне Сергеевне, что очень привлекает мужчин. Но я не об этом даже. А о том, что есть комедии, которые берут даже в космос. Вот «Бриллиантовую руку» брали. Потому что там надо же не только делом заниматься, но и отдыхать, фантазировать, что-то вспоминать… То есть ощущать, что ты живешь - даже в космосе, даже в этом аппарате. Хорошие фильмы в этом помогают.
Любовь
- Портрет моего мужа, актера Владимира Ивашова, стоит рядом со мной не случайно - я вчера его сделала. И вот эта ветка цветов, и этот огонечек - это все я придумала. Потому что мне очень хотелось, чтобы Владимир Сергеевич сегодня был с нами. Недавно у него был день рождения, и говорят, что его показывали по телевизору, о нем вспомнили. Мы учились вместе с Володей. Он снимался в «Балладе о солдате», и этот фильм и его герой Алеша известны на весь мир. Но из-за съемок он остался на второй год и попал к нам, на курс Михаила Ильича Ромма. И у нас были репетиции с поцелуями. Не нашими личными, а по роли! И однажды он меня так поцеловал, что я до сих пор помню эти мягкие горячие губы, да что там говорить - я чуть сознание не потеряла! Потому что почувствовала, что могу надеяться на его любовь. И вот после одного такого поцелуя он вдруг сказал: «Светка, кажется, я тебя люблю…». Мы поженились, у нас родились два сына… Володи давно нет… Я одна, но не одинока, всегда стараюсь найти себе дело: то мебель двигаю, переставляю, а потом открою шкаф, а там - шляпы. Сажусь шляпы переделывать. И так меня это увлекает, что день пролетает…
Искренность
- Я уже привыкла быть одной. А мой последний поцелуй был с Бельмондо. У него был юбилей, и Андрей Малахов пригласил его в Россию, в свою программу. И я там была. По задумке организаторов Бельмондо - заграничный секс-символ, а я - советский секс-символ. И мне тогда показалось, что он очень с моим Володей похож… Я подарила Бельмондо тарелку, расписанную под хохлому. Он сначала поцеловал меня просто так. А потом показали на экране кадры из фильма с моим участием. И Бельмондо поцеловал меня в губы! Я снова чуть в обморок не упала! Таких поцелуев у меня давно не было. И это было приятно. Тогда я решила: может быть, я буду коллекционировать поцелуи? В моем возрасте уже можно это позволить. Я бы и Президента нашего поцеловала. Сказала бы: «Извините, я коллекционирую поцелуи!». Непосредственность всем нравится. Не только детская. Взрослая тоже нравится, потому что непосредственный человек - он искренний. Мне кажется, Владимир Владимирович улыбнулся бы и сказал: «Ну, ничего себе!».
«Не виноватая!»
- Я никогда не скрываю, сколько мне лет, но не люблю, когда укоряют возрастом… Один совершенно потрясающий журналист из города Благовещенска правильно написал в своем журнале: «Не виноватая она, что родилась женщиной. Не виноватая она, что родилась красивой. Не виноватая она, что танцует так, что девчонки завидуют. Не виноватая она, что ее любят мужчины… И все потому, что у нее душа без морщин…». Это главное, что я сегодня хотела сказать о себе, о своей душе. Пусть у всех она будет без морщин. И каждый в жизни встретит и настоящих друзей, и настоящую любовь…
Мария Донская,