«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
Не успели стихнуть последние аккорды мундиаля, а бизнес уже начал подводить финансовые итоги, определяя, сколько денег оставили в России иностранные болельщики и туристы. Цифры, надо признать, выглядят впечатляющими. ЧМ-2018 стал самым дорогим в истории не только по объемам инвестированных средств, но и по расточительности зарубежных гостей.
Рекордный рост
«Сбербанк», к примеру, подсчитал, что в период чемпионата их суммарные расходы в населенных пунктах европейской части страны составили около 1,5 миллиарда долларов США. А это в два раза больше, чем годом ранее, во время проведения Кубка Конфедераций. Бразилия, к слову, заработала на прошлом мировом первенстве менее 3 миллиардов. Причем речь идет о совокупных доходах, то есть и о прямой, и косвенной отдаче.
В разрезе российских регионов наибольшую выгоду от приема фанатов получила, естественно, Москва - свыше 18,5 млрд рублей (почти двукратный прирост по сравнению с аналогичным периодом 2017 года). Абсолютным рекордсменом стала главная футбольная улица российской столицы - Никольская. Там только через сеть «Сбербанка» прошло транзакцией на 220 млн руб., а средний чек превысил 8800 рублей. Пик операций пришелся на 18 июня, когда клиенты спустили в общей сложности 12,5 миллиона.
На втором месте, что тоже ожидаемо, расположился Санкт-Петербург - 8,26 миллиарда рублей (рост в 1,9 раза). Далее следует Краснодарский край (2,63 млрд руб.), Свердловская область (1,23 миллиарда) и Татарстан (1,22 миллиарда). Остальным территориям миллиардный рубеж так и не покорился. В Мордовии, допустим, по оценке того же «Сбербанка» иностранцы оставили почти 233 миллиона рублей. По динамике, впрочем, равных Саранску не нашлось - 1716,65 процента роста по сравнению с 2017 г. В Краснодарском крае, для сравнения, этот показатель оценивается в 4,9 раза, в Самарской области - в 4,6 раза, в Нижегородской - в 4,1. Иными словами, с поставленной задачей - открыть себя миру - регионы в целом справились. Теперь главное - грамотно распорядиться оставшимся наследием.
Мало того, на чемпионате смогли подзаработать даже регионы хоть и не принимавшие у себя матчей, но обеспечившие расселение многочисленных гостей. Скажем, наши ближайшие соседи - из Ульяновска и Пензы - отчасти из-за дефицита мест в гостиницах (в том числе, саранских), отчасти по причине непомерно растущих аппетитов собственников жилья, выручили за месяц 64,9 и 59,8 млн руб., соответственно. Что на 44 и 65 процентов больше, нежели за прошлый год. Еще в большом «плюсе» оказалась Рязанская область - 65,8 миллиона (рост на 65%).
Безграничная щедрость
Самыми щедрыми гостями чемпионата можно назвать американцев. И удивляться тут, откровенно говоря, нечему. Известно ведь, что в США проживает немало выходцев из стран, где футбол считается спортом № 1. На долю эмитированных в Штатах карт приходится 113 из 899 тысяч операций, совершенных через системы «Сбербанка». В России янки совместными стараниями оставили свыше 5,6 миллиарда рублей - в три раза больше соответствующего периода 2017-го. Деньги они чаше всего тратили в ресторанах и сувенирных лавках. Первые выручили на них 718,8 млн руб., вторые - 176 миллионов.
Китайцы, в общем-то, тоже особо не экономили, спустив всего за месяц без малого 4,1 миллиарда рублей. А это, между прочим, 10,6% всех расходов по иностранным банковским картам. Гости из Поднебесной обеспечили, в частности, свыше 65 процентов поступлений от продаж косметики (451,27 млн руб.) и 38,8% - украшений (404,2 миллиона). Кроме того, они активно скупали часы, ювелирные изделия и одежду. Так, на обновление гардероба ушел каждый четвертый «китайский» рубль.
Представители еще пяти стран - Мексики, Великобритании, Аргентины, Германии и Бразилии - потратили у нас по миллиарду и более рублей. Почетное третье место в общем зачете досталось мексиканцам, выложившим в России 2,23 миллиарда, бразильцы же с их миллиардом рублей стали только седьмыми.
А вот триумфаторы чемпионата - французы - откровенно разочаровали. Успех сборной им обошелся всего-то в 810,6 миллиона (10-е место). Даже австралийцы и так полюбившиеся Саранску перуанцы, в массе своей покинувшие Россию гораздо раньше, оставили здесь 896,6 и 813,9 миллиона, соответственно. Хорваты, правда, оказались еще более прижимистыми - в «сбербанковском» рейтинге расходов они и в ТОР-20 не попали.
Что же касается суммы покупок, то здесь всех опередили жители Катара. 16 июня «Сбербанк» зафиксировал 4 транзакции стоимостью более 8 миллионов рублей.
Любопытно, что оценки платежной системы VISA, являющейся официальным партнером ФИФА и глобальным спонсором чемпионата, не очень-то отличаются от представленных. Согласно им, в плане расходов тоже отличились американцы, китайцы и мексиканцы. Причем по общим затратам латиноамериканцы (включая, разумеется, перуанцев, колумбийцев и панамцев) запросто дали бы фору европейцам, австралийцам и африканцам вместе взятым.
Наличные не в почете
При желании по «засвеченным» в России банковским картам можно хоть географию изучать. Через эквайринговую сеть «Сбербанка» во время чемпионата прошли клиенты из 194 стран, в том числе таких экзотических, как Гвинея-Бисау, Республика Вануату или Королевство Тонга. Чуть раньше VISA объявила о том, что нашу страну также посетили болельщики из Фиджи и Тувалу.
При этом подавляющее большинство иностранцев, за исключением разве что гостей из СНГ и Африки, предпочитали безналичные расчеты. Достаточно сказать, что в системе «Сбербанка» доля операций по снятию наличных не превышала 8,2%, по обмену наличной валюты - 6%.
В числе самых преданных поклонников «кредиток» фигурируют преимущественно жители Северной и Южной Америки с 90-процентным показателем безналичных расчетов, а также Китая (94%). Единоличный лидер - Бразилия (более 96 процентов). Европейцы же картами пользовались гораздо реже - в 70 процентах случаев. Даже скандинавы расплачивались наличными почти за каждую пятую покупку.
На здоровье!
А теперь непосредственно о тех, кому чемпионат помог поправить материальное положение. Как следует из анализа расходов иностранных туристов, наибольшую выгоду из турнира извлекли отели и гостиницы. Им только через систему «Сбербанка» было перечислено свыше 5 миллиардов рублей. Совокупные же траты значительно выше. Ведь болельщики снимали жилье и у частных лиц, расплачиваясь с ними любыми доступными способами - наличной валютой, электронными деньгами или воспользовавшись услугами международных систем бронирования и организации туров.
Другой крупной статьей расходов зарубежных гостей стало питание. В кафе и ресторанах они оставили около 4,3 млрд руб., с учетом фастфуда - 6,2 миллиарда. К этой цифре можно было бы добавить 2632 млн рублей, потраченных в супермаркетах. Но в корректности таких подсчетов легко усомниться, поскольку ассортимент сетевых магазинов продовольственными товарами, как известно, не ограничивается.
Здесь, пожалуй, есть смысл более подробно рассказать о специфике потребления. Ибо она косвенно свидетельствует об уровне жизни в той или иной стране и о приоритетах их граждан. Гости из экономически успешных США, Великобритании, Германии и Австрии, предположим, в комфорте себе явно не отказывали, обеспечив сразу пятую часть поступлений отелей и ресторанов. По сравнению с ними жители Латвии, Эстонии, Белоруссии и Украины денег в гостиницах оставили в четыре раза меньше. Да и еду, скорее всего, готовили самостоятельно - существенная доля их затрат пришлась как раз на супермаркеты.
Израильтяне, в свою очередь, стремились больше путешествовать. Их транспортные расходы оказались в 2-3 раза выше среднестатистических. А представителям Катара явно понравилась наша одежда, на которую они потратили 45 процентов средств.
Особняком в данном списке стоят китайцы. Их в России интересовало, похоже, абсолютно все. Колоритные национальные поделки типа матрешек, кокошников и расписных деревянных ложек они, правда, почти не покупали. Но товары повседневного спроса приобретали очень активно. Своеобразным хитом июня стали, как утверждается, различные мази, кремы, лосьоны для отбеливания кожи, а равно - препараты от загара российского производства.
В продолжение темы заметим, что внешнему виду и оздоровлению зарубежные гости уделяли внимания уж никак не меньше, чем, собственно, футбольным баталиям. Спорттоваров они купили аж в 9,2 раза больше, чем в 2017 г., израсходовав на них более 3,4 млрд рублей. Болели же приезжие в медицинском смысле совсем немного. В аптеках страны они оставили около 470 миллионов, что всего на 5 процентов превосходит показатель прошлого года.
Это только игра
По понятным причинам представители банковского сектора пока не указывают точного количества транзакций, совершенных в каждом из субъектов - организаторов ЧМ. Однако, известно, что иностранные клиенты «Сбербанка» в 75 процентах случаев делали это только в одном городе, в 15% - в двух, в 10% - в трех и более. Хотя, бывали, понятно, и исключения. Одной картой, эмитированной в КНР, расплатились во всех 11 городах - хозяевах мундиаля.
С другой стороны, кое-какую пищу для размышлений дают карты расходов иностранных болельщиков, составляемые финансовыми аналитиками. «Сбербанковский» календарь свидетельствует, в частности, в том, что основные затраты фанатов пришлись на период проведения матчей группового этапа, когда они гарантированно могли поддержать свои команды.
Поначалу болельщики явно не спешили расходовать средства - активная фаза затрат началась только с 18 июня. Быстрее других сориентировались представители Южной Кореи, Саудовской Аравии и Португалии, которые с первых дней стали отмечать успешные и не очень удачные выступления сборных.
Самыми сдержанными на проявление чувств стали швейцарцы, шведы и уругвайцы, у которых на турнире было только по одному «особенному» дню (первые с размахом отпраздновали ничью с Бразилией, вторые - победу над Южной Кореей, третьи - поражение в четвертьфинале Франции). У португальцев и хорватов - по два (18 и 23 июля, 18 июня и 9 июля). У египтян и сенегальцев - по три. Немцы, мексиканцы, аргентинцы, костариканцы, перуанцы, колумбийцы и катарцы, напротив, старались более или менее равномерно распределить свои расходы - то ли пытаясь «растянуть удовольствие», то ли до последнего надеясь на счастливый для них исход состязаний.
К слову, если верить статистике, приезжавшие Саранске датчане упорно не верили, что их команде все же удастся выйти в плей-офф. Пик их затрат пришелся аккурат на начало матчей 1/8 финала. Для болельщиков из Туниса, судя по всему, хорошим душем стало крупное поражение бельгийцам. Недолго погоревав, они решили просто хорошо провести время в России - с 23 июня их «средний чек» начал быстро увеличиваться, а после 28 числа (заключительного матча с Панамой) столь же стремительно опустился до весьма скромных значений. Но без сувениров они на родину не уехали, о чем могут свидетельствовать транзакции, датированные 1 июля.
Андрей КРИВОВ
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности