Этим футбольным летом в Саранск незаметно подкрался джаз. XVII Международный фестиваль «Вейсэ-джаз» впервые не дождался октября, а стал одним из культурных мероприятий мундиаля. И это символично, ведь и футбол и джаз - живая игра, импровизация, дарящая столько эмоций болельщикам и зрителям.
27 и 28 июня в благодатную прохладу музыкального театра стекались любители джазовой музыки: постоянные зрители фестиваля и гости мордовской столицы, впервые попавшие на «Вейсэ-джаз». Саранская публика в отпускной сезон не ожидала таких сюрпризов, а потому свободных мест в театре было много и в первый, и во второй день фестиваля. Увлекшись футбольными баталиями и всеобщим праздником, царящим на улицах Саранска, многие горожане пропустили «Вейсэ-джаз» 2018. И сейчас очень об этом жалеют…
Традиционно фестиваль открывали хозяева - «Биг-бенд «Саранск» под управлением Александра Курина. Для гостей чемпионата наши музыканты приготовили специальную программу, в которой прозвучал и знаменитый «Полет кондора» - национальное достояние и культурное наследие Перу - в джазовой обработке. С саранским оркестром пели финалист проекта «Новая звезда» Вячеслав Явкин, а также его постоянные вокалисты - Оксана Глебова и Сергей Семенов. Причем оперный тенор выступил с хард-роковой композицией «Глаза тигра» из фильма «Рокки-4» в джазовой обработке.
Затем ведущий вечера народный артист России Игорь Бутман «сделал пас» младшему брату, и на сцену театра вышел Олег Бутман со своим трио, состоявшим из его супруги Натальи Смирновой (пианино, вокал) и гостя из США, бас-гитариста Ника Лазарева. Семейный коллектив музыкантов выпустил в свет уже 4 альбома авторской музыки. Для саранской публики Наталья исполнила несколько своих композиций из последнего альбома.
Бутман-старший, ставший осенью 2017 года заслуженным деятелем искусств Мордовии и являющийся послом города Саранска на ЧМ-2018, в первый вечер фестиваля выступал исключительно в роли ведущего и буквально фонтанировал шутками и анекдотами. И своего британского коллегу и друга Тони Момрелла, вышедшего на сцену с костылем, он представил с юмором, мол, со стертыми коленками, но в Саранск приехал…
Британский певец и композитор Тони Момрелл со своей интернациональной командой музыкантов (ударник и ритм-гитарист - англичане, бас-гитарист - мексиканец, клавишник и бэк-вокалист - итальянец) выступал в Саранске впервые. В последние несколько лет темнокожий исполнитель из Лондона охотно участвует в проектах Игоря Бутмана - арт-директора саранского джазового фестиваля. В наш город певец приехал, невзирая на проблемы со здоровьем, вышел на сцену с костылем, но заставил танцевать весь зал.
С первых звуков своего голоса, с первых нот своей музыки Тони сразу и навсегда покорил Саранск. Второе отделение первого фестивального вечера было полностью отдано ему и длилось больше двух часов. Момрелл, отбросив костыль, медитировал на сцене, очаровывал, околдовывал зрителей «Вейсэ-джаза» изумительным голосом и восхитительным джазом.
45-летний Момрелл - один из самых востребованных певцов и композиторов Великобритании, на родине его называют «Стиви Уандер 21 века». Тони начал петь в юном возрасте в составе евангельской музыкальной группы. В 18 лет его заметила Глория Эстефан и пригласила в свою группу в качестве бэк-вокалиста. В дальнейшем певец работал и гастролировал с такими музыкантами, как Уитни Хьюстон, Элтон Джон, Шадэ, группа Take That. 10 лет он был солистом группы Incognito. Тони Момрелл выпустил девять студийных альбомов под своим именем. С 2014 года музыкант выступает на лучших джазовых фестивалях мира с сольным проектом.
Тони - один из тех артистов, кого природа наградила врожденным талантом. Его магнетизм саранская публика почувствовала сразу и прониклась к певцу глубокой симпатией. Тони пел, разговаривал с публикой: очаровал и покорил зрителей своей манерой исполнения настолько, что многие стали танцевать прямо на своих местах, а к концу вечера весь театр танцевал в проходах. Тони не отпускали долго, аплодировали стоя. И он выходил на сцену снова. Директор фестиваля Валерий Григорьев потом признавался, что такого за всю историю «Вейсэ-джаза» не припомнит, чтобы в театре оперы и балета весь зрительный зал танцевал. Впрочем, чувства оказались взаимными - Тони Момрелл был покорен откликом публики и благодарил Саранск за теплый прием. Первый концерт фестиваля длился больше четырех часов и прошел удивительно душевно. Спасибо Бутману за Тони Момрелла и за праздник живой музыки!
Второй вечер получился короче, прошел без антракта. Маэстро Игорь Бутман после концерта пошел на матч Панама - Тунис. Но драйва этого вечера хватило бы на несколько фестивалей. Игорь Бутман с музыкантами был полон сюрпризов, играл вдохновенно. Его творческий азарт передался зрителям, восторженно принимавшим знакомые композиции. Такого Бутмана мы, пожалуй, еще не видели: молодого, озорного, показавшего все, на что он способен. Его саксофон звучал как никогда. Видно было, что артист получает от игры удовольствия не меньше, чем зрители. Были на саранском фестивале и зарубежные гости, любители джаза. Ведь музыка, как и футбол, не знает границ.
В квинтете Игоря Бутмана, самом известном джазовом квинтете страны, играли знакомые Саранску по предыдущим фестивалям Эдуард Зизак (ударные), Сергей Корчагин (контрабас) и уникальный джазовый и классический виртуозный пианист и вокалист Олег Аккуратов. Выступления лауреата многочисленных международных конкурсов Олега Аккуратова постоянные зрители «Вейсэ-джаза» ждали с нетерпением. И Олег не разочаровал, исполнил свою коронку - джазовую версию романса «Дорогой длинною» на английском, французском и русском. Пианист Аккуратов высекал искры из клавиш, вокалист Аккуратов пел на разных языках. «Bеsame mucho» он исполнил на испанском. Между прочим, научился этому певец самостоятельно, у Олега абсолютный слух. «Музыка - это мое все: это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это все, чем я дорожу», - признавался он в одном из интервью.
Незрячий 28-летний пианист за свою музыкальную карьеру успел многое: участвовал в концерте с выдающейся оперной певицей Монтсеррат Кабалье, как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО выступал в резиденции Папы Римского, играл на сцене нью-йоркского Линкольн-центра. Ему посвятила свою дебютную режиссерскую работу «Пестрые сумерки» Людмила Гурченко. Человек-сенсация, человек-праздник снова играл на «Вейсэ-джаз», и это было незабываемо.
P.S. «Вейсэ-джаз 2018» удался на славу. Жаль, что его не будет осенью…
Галина БАЛАШОВА