«Здравствуй, большой джаз!»

Культура

Именно такими словами художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Биг-бэнд «Саранск» Александр Курин поприветствовал зрителей XVI Международного фестиваля джазовой музыки «Вейсэ-джаз-2017», который состоялся в Государственном театре имени И.М. Яушева на прошлой неделе.
Как и прежде, фестиваль собрал в зале культурную и интеллектуальную элиту республики. Казалось, с кем ни заговори, собеседник обязательно окажется заслуженным артистом, видным учёным, известным художником или, на худой конец, студентом музыкального училища.
Первый день фестиваля по традиции открыл дипломант международных джазовых фестивалей Джазовый оркестр РМ «Биг-бэнд «Саранск» под управлением Александра Курина. В первом оркестровом блоке выступили подающие надежды в джазе молодые воспитанники музыкальных школ республики. Квартет «Экспромт», в котором собрались молодые вокалисты из Саранска, вынес на суд зрителей необычную экспериментальную композицию - песню на мордовском языке в джазовой обработке.
Kirke Karja Quartet - группа из Эстонии, которой руководит молодая пианистка и композитор, чьё имя и носит коллектив. Несмотря на то что в группе никто не говорит по-русски, Кирке всё же поприветствовала публику традиционным, хоть и сказанным с акцентом «здравствуйте!» и представила своих музыкантов - Карла, Мартина и Калле.
Молодая, но профессиональная команда сразу показала, что не собирается придерживаться канонов классического джаза, и смешивала в своём исполнении самые разные стили музыки. Даже то, как ребята выглядели на сцене, заставляло предположить, что это не джазмены, а скорее команда, играющая в стиле брит-поп.
Большинство сыгранных Kirke Karja Quartet композиций написаны самой Кирке. И перед каждой песней она старалась передать те эмоции, которыми вдохновлялась при их создании. Порой смесь её русско-эстонско-английского обращения была не очень понятна, но это с лихвой дополнялось необыкновенной энергией, которая шла со сцены. «Мы играем в России в первый раз, и это очень здорово! - делилась со сцены Кирке, - вы хорошая публика!».
Во время антракта журналист «ВС» заплутал в лабиринте коридоров музыкального театра и застал музыкантов уже в верхней одежде, готовыми к выходу. Но гости не отказали в интервью единственному добравшемуся до них представителю прессы, пусть даже на английском.
- Как вам удаётся создавать такую необычную музыку?
- Мы очень много слушаем то, что играют другие музыканты. Как говорил один известный композитор: три часа слушаю чужую музыку, четвёртый - пишу свою. Мы не замыкаемся только на джазе - стараемся внести в свою игру и другие стили, разные школы игры. Что же касается меня, как пианистки, я очень люблю академическую музыку, классических русских композиторов. Например, Шостаковича, Рахманинова, - рассказала Кирке.
- То, что вы родом из Эстонии, делает вашу музыку особой?
- Нам нравятся прогрессивные группы (прим. авт. - стиль музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм), особенно которые используют элементы народной музыки. Мы тоже используем народные песни и мелодии. В этих волшебных напевах заключена мудрость народа. Экспериментировать с музыкальными жанрами очень интересно.
- Некоторые ваши песни звучат мрачно…
- Интересное мнение (смеётся). Стараюсь в музыке передать глубокие чувства, которые мы ощущаем в реальной жизни. Я не стремлюсь к простоте, мне не интересна элементарная музыка, простая, как АБВ… В своих композициях я показываю сложные эмоции, но уверена, что сегодня зрители нас поняли.
В заключение короткого разговора музыканты подарили журналисту «ВС» свой диск, а он в ответ научил их мордовскому слову «вадря» (хорошо), именно так отозвавшись об их выступлении.
После антракта, во время которого зрители могли оценить работы известного мордовского художника Юрия Дырина, чья выставка расположилась в фойе второго этажа, на сцене вновь предстали музыканты оркестра. Александр Курин сравнил участников «Биг-бэнда «Саранск» по их музыкальным талантам с олимпийскими призёрами: «Как минимум половина нашего состава была бы с медалями», - подчеркнул маэстро. Зал поддержал его слова аплодисментами.  
В исполнении мордовского джазового оркестра прозвучала композиция виртуозного пианиста и композитора Чика Кории, которая впервые была исполнена джазистами из нашей республики на Московском фестивале «Триумф джаза». В сопровождении оркестра выступили уже хорошо знакомые завсегдатаям фестиваля солисты - Оксана Глебова, Сергей Семёнов и новобранец среди вокалистов биг-бэнда, который работает с коллективом только полгода, - Вячеслав Явкин… Перед одной из песен Курин обратился к залу, спросив, есть ли зрители, которые присутствовали на всех фестивалях начиная с первого? И таких любителей джаза оказалось несколько человек.
Гвоздём программы первого дня фестиваля стала обладательница Гран-при I московского конкурса джазовых вокалистов, лауреат и обладатель специального приза маэстро Раймонда Паулса на престижном конкурсе Riga Jazz Stage, несравненная Алина Ростоцкая. После выступления именитая гостья ответила на несколько вопросов.
- Как вы знаете, в программе фестиваля «Вейсэ-джаз» принимают участие молодые перспективные музыканты. Какой совет вы можете им дать на пути профессионального становления?
- Я бы посоветовала слушать как можно больше самой разной музыки, но слушать её как музыкант, как профессионал - осознанно, пытаться понять, что из многообразного калейдоскопа джаза им ближе. Выбирать именно это и творить с удовольствием.
Я с интересом послушала выступления начинающих исполнителей из-за кулис. Все они, безусловно, таланты, но у одного молодого вокалиста был такой замечательный голос, что я не удержалась, подошла к нему и сказала добрые слова, пожелала дальнейших успехов. Обязательно нужно поддерживать талантливую молодёжь, чтобы они ощущали, что в них верят.
- Сегодня вы выступали с нашим оркестром «Биг-бэнд «Саранск». Как вы можете оценить совместную творческую работу?
- Мы хорошо сработались. Кроме того, я нечасто пою с биг-бэндами, поэтому для меня это была интересная практика и опыт. Это всегда полезно, и я не упускаю возможности поработать с большими коллективами. Вообще я специализируюсь на малых составах. В своём небольшом коллективе я не только пою, но и пишу музыку и аранжировки. Сегодня у нас получилось такое своеобразное традиционное выступление, традиционный джаз.
- Как вы можете объяснить, что такое джаз?
- Наверное, универсального ответа на этот вопрос нет. Для меня джаз - это свобода, поиск, смелость расширять свои собственные границы. В России сейчас джаз развивается очень активно. Причём это не только фестивальная, но и клубная сцена. Появляется много молодых музыкантов: активных, талантливых, ярких. Они часто играют со своими приглашёнными иностранными коллегами и выступают с ними на равных. Нет ощущения, что наши слабее. Есть прекрасная российская джазовая школа, которая готовит отличных музыкантов. Перспективы, одним словом, есть.
- Тема фестиваля в этом году ориентировала музыкантов на культуру финно-угорского мира. Как вы думаете, возможен ли джаз на мордовском языке?
- Конечно, и примеров экспериментов на самых разных языках миллион. Джаз сам по себе является универсальным языком. Я сама много пою на русском и думаю, что на английском для нас, неносителей этого языка, сложнее добиться той искренности слова, которую мы можем показать, исполняя джаз на родном языке.
Второй день фестиваля начался с наград. Председатель Правительства Мордовии Владимир Сушков пригласил на сцену художественного руководителя Московского джазового оркестра, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, художественного руководителя фестиваля «Вейсэ-джаз» Игоря Бутмана, которому тут же на сцене было присвоено высокое звание «Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия». «Любовь Игоря Бутмана к нашему городу, его талант, подвижничество в творческом труде и помощь нашей республике в развитии джазовой музыки не остались без внимания. Я думаю, это вдохновит Игоря Михайловича, и в следующем году наш фестиваль пройдёт на гостеприимной мордовской земле с ещё большим размахом», - этими словами сопроводил награждение премьер-министр республики.
«Это огромная честь и высокое доверие, - ответил Игорь Бутман. - Сегодня мы осматривали новую перспективную площадку для фестиваля «Вейсэ-джаз-2018» - стадион! - неожиданно для всех заявил маэстро. - Я думаю, что вполне осуществимо в следующем году провести фестиваль на новом стадионе, потому что в Мордовии есть большой интерес к джазу. В город Саранск невозможно не влюбиться, и с каждым годом я люблю его всё больше и больше».
Отрекомендовав первую группу программы - «Jamesse» - как одну из ведущих джазовых групп Венгрии, Бутман уступил сцену музыкантам. Коллектив выступает в Саранске впервые, но их джазовая музыка с этническими мотивами была встречена саранской публикой с большим интересом. Музыкальные эксперименты не ограничивались только виртуозной игрой на инструментах - вокалистка прибегла к необычному музыкальному приёму - Live Looping, когда солист играет или поёт мелодию, записывает её, сразу воспроизводит и тут же поёт на эту запись следующую партию и так далее. В финале песни получается просто грандиозная музыкальная композиция, которая была создана прямо на сцене!
«Мы привезли вам из Будапешта позитивное настроение», - подбадривала зал со сцены венгерская певица Эмэша Молнар. Которая, к слову, в общении с журналистами сразу предложила называть себя Машей, так как именно это имя дали ей при крещении. Правда, по-русски она знает всего несколько слов, так что журналисту «ВС» пришлось вновь вспомнить школьный курс английского языка.
Эмэша рассказала, что в городе они пробыли совсем недолго, но всё-таки успели оценить его красоту, к тому же повезло с погодой.
- У вас замечательный и величественный собор. Очень понравилась архитектура города. Само здание, где проходит фестиваль, очень красивое и уютное, а зал просто выше всяких похвал. Нам, как музыкантам, было очень приятно здесь работать, - рассказала о впечатлениях Эмэша Молнар.
- Как в Венгрии относятся к джазу?
- У нас джаз очень любят! Я родом из Будапешта, и только в нашем городе есть три джаз-бара, где звучит только джаз. Я думаю, в каждом городе мира нужно открыть джаз-клуб, потому что эта музыка не знает границ. Джаз делает человека свободным и даёт много возможностей для импровизации.
- В вашей музыке много напевных, фольклорных мотивов…
- Да. Мы играем не только классический джаз, но и джаз-фолк, этноджаз. Это позволяет шире показать наши чувства. Думаю, что современные группы должны играть современную музыку, но основывая её на народных мотивах, наполненных глубоким смыслом. Мы тоже стараемся использовать венгерскую этническую музыку. Петь на родном языке для меня очень важно, он действительно красив, и я могу в нём полностью раскрыться и показать свои чувства.
Порадовали саранских зрителей и московские музыканты - секстет молодых супругов Виктории Кауновой и Ильи Морозова. Они исполнили свои любимые произведения в авторской аранжировке.
Ярким финалом XVI Международного фестиваля «Вейсэ-джаз» стало выступление его художественного руководителя Игоря Бутмана. Игорь Михайлович начал свою часть программы с мелодии «Луч солнца золотого» из «Бременских музыкантов», конечно, в джазовой обработке. Он сыграл и другие знакомые всем культовые мелодии, которые объединяют самые разные поколения. На последней песне под громкие продолжительные овации зрители приветствовали маэстро и его музыкантов стоя. В Саранске вновь звучал джаз мирового уровня.
P.S. Автор благодарит за помощь в переводе Наталью Карасёву и Сашу Stick(а) за профессиональные советы.

Александр РУЧИНСКИЙ

 

                       

 

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости

Дорого сидят

В России предлагают сократить количество заключенных и тюремщиков

Комфортная среда

В следующем году в программе «Формирование комфортной городской среды» будут участвовать 57 муниципальных образований Мордовии

Где искать правду?

В начале сентября журналисты «ВС» побывали в доме № 20 по ул. Кошевого. Дом запомнился практически полным отсутствием остекления в...

Ездим по-новому!

В России начал действовать новый административный регламент для сотрудников ГИБДД

Это фиаско, братан!

Банда неудачников несколько раз готовилась совершить многомиллионные налеты, но все планы рушились неудачным стечением обстоятельств