Оксана Постевка: «Ставить что-то простое я не хочу»

Культура

 

Имя Оксаны Постевки саранские любители театра в последние годы слышат все чаще. Несколько лет подряд она получает премию Главы Мордовии за достижения в области театрального искусства. Она отмечена за лучший режиссерский дебют (сказка «Аистенок и Пугало»), за лучшую сценографию (спектакль «Выходили бабки замуж»), за лучшую режиссуру (спектакль «За гранью»). Саранск театральный знает ее как молодого интересного режиссера, постановщика недетских спектаклей в кукольном театре «Крошка».
А между тем режиссер по образованию Оксана Постевка (ударение на первый слог) в первую очередь актриса. Она давно и удачно «замужем» за родным театром. Оксана признается, что большая часть ее жизни проходит в стенах кукольного театра в окружении коллег и маленьких зрителей «Крошки». Выездные спектакли, репетиции, ежедневные встречи с начинающими «театралами» составляют трудовые будни актрисы муниципального театра.  
В этом театре невозможно оставаться в одном амплуа. Каждый артист должен быть немного детским психологом, немного воспитателем и иногда даже няней. Потому что это дом для самых маленьких театралов, которые зачастую еще не говорят, не ходят, но уже тянут ручки к прекрасному, т.е. к куклам и декорациям. Для таких молодых да ранних Оксана и ее коллеги придумали проект под названием «Театр на подушках». А потом молодой режиссер убедила руководство театра  охватить аудиторию постарше, и на свет появились спектакли «Выходили бабки замуж» по пьесе Флорида Булякова и «За гранью» по рассказу Михаила Булгакова «Морфий». И Постевку-режиссера узнал весь театральный Саранск.
Непривычная слуху румынская фамилия досталась Оксане от отца. Она шутит: «Моя фамилия всегда вызывала большой интерес, особенно у экзаменаторов. Семейная история обычно так завораживала комиссию, что других вопросов на экзамене мне уже не задавали».  
Драгош Постевка когда-то приехал погостить к сестре в Саранск, познакомился здесь с будущей женой Диной, да так и остался навсегда в столице Мордовии. Несколько десятилетий супруги трудились на ламповом заводе. Туда позже пришла работать и их старшая дочь Ольга. А на родину, в румынское село на Украине, теперь уже не Драгош, а Дмитрий Постевка каждое лето приезжал с семьей. Благо в советское время ни финансовых, ни территориальных преград не было. Особенно радовалась этим поездкам младшая дочь Оксана. Навсегда запомнились ей деревенские приключения и всеобщая любовь родни, направленная на самую маленькую Постевку в семье. «В детстве я хорошо понимала по-румынски и даже говорила с местными ребятишками, с бабушкой. У меня к осени, когда возвращались в Мордовию, даже акцент менялся», - вспоминает Оксана.
Теперь на исторической родине Оксане доводится бывать нечасто. После того как Украина стала заграницей, она побывала там всего пару раз. После смерти отца и бабушки родственные связи с румынской родней, живущей в современной Украине, поддерживает, как и большинство россиян, имеющих родных в Незалежной, через социальные сети.  
Окончив саранскую школу № 18, Оксана категорически отказалась последовать примеру родителей и старшей сестры и пополнить ряды рабочего класса. С детства обожавшая кино, театр, она поступила на режиссерское отделение саранского училища культуры, а после первого курса еще и в Рязанский филиал Московского института культуры, заочное отделение которого оканчивала, уже будучи актрисой муниципального театра «Крошка».
«В «Крошку» я попала по распределению. Мне понравилась компания, труппа была молодая, веселая. А здание театра было похоже на мрачное подземелье. Было страшно заходить, кругом разгром полный. Это с приходом Раисы Михайловны Крайновой все здесь преобразилось. Никакой практики общения с театральной куклой у меня на тот момент не было. Было страшно. Я не понимала, как актеры работали руками, говорили разными голосами. Первая моя роль - мальчик в спектакле «Непослушный Ванечка». Получаться стало как-то само собой: пошла кукла, голос появился…».   
Много лет Оксана Постевка актерствовала, не вспоминая о своем режиссерском дипломе. Почему? «Я по сути своей трус, - признается Оксана. - Это же ответственность перед театром, перед коллегами, перед зрителями. Притом ставить что-то простое я не хочу, мне очень важен выбор драматургии, нужно поковыряться в материале, что-то придумать свое, волшебное. К режиссуре меня всегда подталкивали не только коллеги,  друзья, но и впечатления от увиденных спектаклей на разных фестивалях. Мой режиссерский дебют состоялся в 2013 году. Я поставила кукольный спектакль «Аистенок и Пугало». Он получился очень «мультяшный»: черный кабинет, непривычные куклы. Тогда впервые пригодились мои художественные таланты. Я с детства хорошо рисую, поэтому сама себе и режиссер, и художник. Мой дебют отметили, Вадим Скрипка (царство ему небесное) тогда получил премию за лучшую мужскую роль в этом спектакле. А потом мы придумали проект «Театр на подушках», который живет до сих пор. Его любят наши самые маленькие зрители. После спектакля мы даем им поиграть в мягкие куклы. Это самый забавный и ответственный момент - 25 подушек и зрители в памперсах, многие из которых еще и говорить не умеют». 
О рождении спектаклей не для «целевой аудитории», т.е. для взрослых, Оксана говорит так: «Не люблю стоять на месте. Театр должен постоянно двигаться вперед, каждый новый спектакль - это как очередная ступенька вверх. Конечно, всегда есть вероятность, что не понравится зрителям. Но огромное спасибо нашему директору -  Раисе Михайловне, она идет на риск, поддерживает нас, молодых режиссеров, которым хочется попробовать свои силы. Мне еще хочется «поймать на крючок» молодых артистов, приходящих в театр, заинтересовать их чем-то необычным, чтобы, научившись азам профессии, они все не уехали покорять столицы, а остались в родном театре. 
В кукольном театре возможно все. Другое дело, что зрители не привыкли видеть в нас театр для всех. Но мы начинаем приучать их к тому, что и кукольный театр может говорить о важном, наболевшем. Уникальность таких спектаклей в синтезе кукольного и драматического театра. Актеры, играющие вживую, и необычные куклы в этих спектаклях на равных. Булгаковская история не стала менее трагичной из-за того, что спектакль «За гранью» наполовину кукольный. 
Мы успели показать его раз пять. Он стационарный, возить его нельзя, иначе теряется многое - свет, спецэффекты. Поэтому показываем только на своей сцене. И зритель приходит для нас непривычный: взрослый, гораздо выше меня ростом (смеется). И реакция этих зрителей для меня как режиссера-постановщика тоже непривычная: после спектакля студенты колледжа аплодировали стоя. Это дорого стоит, значит, достучались мы до зрительских сердец».
Профессиональные награды, считает Оксана Постевка, налагают еще большую ответственность перед театром и зрителем. И на вопрос «что дальше?» отвечает осторожно. «Всегда есть какие-то задумки, озвучивать  их пока не буду, скажу только, что очень хочется поставить комедию для взрослых». 
Галина БАЛАШОВА
 

                       

 

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости