Оксана Постевка: «Ставить что-то простое я не хочу»

Культура

 

Имя Оксаны Постевки саранские любители театра в последние годы слышат все чаще. Несколько лет подряд она получает премию Главы Мордовии за достижения в области театрального искусства. Она отмечена за лучший режиссерский дебют (сказка «Аистенок и Пугало»), за лучшую сценографию (спектакль «Выходили бабки замуж»), за лучшую режиссуру (спектакль «За гранью»). Саранск театральный знает ее как молодого интересного режиссера, постановщика недетских спектаклей в кукольном театре «Крошка».
А между тем режиссер по образованию Оксана Постевка (ударение на первый слог) в первую очередь актриса. Она давно и удачно «замужем» за родным театром. Оксана признается, что большая часть ее жизни проходит в стенах кукольного театра в окружении коллег и маленьких зрителей «Крошки». Выездные спектакли, репетиции, ежедневные встречи с начинающими «театралами» составляют трудовые будни актрисы муниципального театра.  
В этом театре невозможно оставаться в одном амплуа. Каждый артист должен быть немного детским психологом, немного воспитателем и иногда даже няней. Потому что это дом для самых маленьких театралов, которые зачастую еще не говорят, не ходят, но уже тянут ручки к прекрасному, т.е. к куклам и декорациям. Для таких молодых да ранних Оксана и ее коллеги придумали проект под названием «Театр на подушках». А потом молодой режиссер убедила руководство театра  охватить аудиторию постарше, и на свет появились спектакли «Выходили бабки замуж» по пьесе Флорида Булякова и «За гранью» по рассказу Михаила Булгакова «Морфий». И Постевку-режиссера узнал весь театральный Саранск.
Непривычная слуху румынская фамилия досталась Оксане от отца. Она шутит: «Моя фамилия всегда вызывала большой интерес, особенно у экзаменаторов. Семейная история обычно так завораживала комиссию, что других вопросов на экзамене мне уже не задавали».  
Драгош Постевка когда-то приехал погостить к сестре в Саранск, познакомился здесь с будущей женой Диной, да так и остался навсегда в столице Мордовии. Несколько десятилетий супруги трудились на ламповом заводе. Туда позже пришла работать и их старшая дочь Ольга. А на родину, в румынское село на Украине, теперь уже не Драгош, а Дмитрий Постевка каждое лето приезжал с семьей. Благо в советское время ни финансовых, ни территориальных преград не было. Особенно радовалась этим поездкам младшая дочь Оксана. Навсегда запомнились ей деревенские приключения и всеобщая любовь родни, направленная на самую маленькую Постевку в семье. «В детстве я хорошо понимала по-румынски и даже говорила с местными ребятишками, с бабушкой. У меня к осени, когда возвращались в Мордовию, даже акцент менялся», - вспоминает Оксана.
Теперь на исторической родине Оксане доводится бывать нечасто. После того как Украина стала заграницей, она побывала там всего пару раз. После смерти отца и бабушки родственные связи с румынской родней, живущей в современной Украине, поддерживает, как и большинство россиян, имеющих родных в Незалежной, через социальные сети.  
Окончив саранскую школу № 18, Оксана категорически отказалась последовать примеру родителей и старшей сестры и пополнить ряды рабочего класса. С детства обожавшая кино, театр, она поступила на режиссерское отделение саранского училища культуры, а после первого курса еще и в Рязанский филиал Московского института культуры, заочное отделение которого оканчивала, уже будучи актрисой муниципального театра «Крошка».
«В «Крошку» я попала по распределению. Мне понравилась компания, труппа была молодая, веселая. А здание театра было похоже на мрачное подземелье. Было страшно заходить, кругом разгром полный. Это с приходом Раисы Михайловны Крайновой все здесь преобразилось. Никакой практики общения с театральной куклой у меня на тот момент не было. Было страшно. Я не понимала, как актеры работали руками, говорили разными голосами. Первая моя роль - мальчик в спектакле «Непослушный Ванечка». Получаться стало как-то само собой: пошла кукла, голос появился…».   
Много лет Оксана Постевка актерствовала, не вспоминая о своем режиссерском дипломе. Почему? «Я по сути своей трус, - признается Оксана. - Это же ответственность перед театром, перед коллегами, перед зрителями. Притом ставить что-то простое я не хочу, мне очень важен выбор драматургии, нужно поковыряться в материале, что-то придумать свое, волшебное. К режиссуре меня всегда подталкивали не только коллеги,  друзья, но и впечатления от увиденных спектаклей на разных фестивалях. Мой режиссерский дебют состоялся в 2013 году. Я поставила кукольный спектакль «Аистенок и Пугало». Он получился очень «мультяшный»: черный кабинет, непривычные куклы. Тогда впервые пригодились мои художественные таланты. Я с детства хорошо рисую, поэтому сама себе и режиссер, и художник. Мой дебют отметили, Вадим Скрипка (царство ему небесное) тогда получил премию за лучшую мужскую роль в этом спектакле. А потом мы придумали проект «Театр на подушках», который живет до сих пор. Его любят наши самые маленькие зрители. После спектакля мы даем им поиграть в мягкие куклы. Это самый забавный и ответственный момент - 25 подушек и зрители в памперсах, многие из которых еще и говорить не умеют». 
О рождении спектаклей не для «целевой аудитории», т.е. для взрослых, Оксана говорит так: «Не люблю стоять на месте. Театр должен постоянно двигаться вперед, каждый новый спектакль - это как очередная ступенька вверх. Конечно, всегда есть вероятность, что не понравится зрителям. Но огромное спасибо нашему директору -  Раисе Михайловне, она идет на риск, поддерживает нас, молодых режиссеров, которым хочется попробовать свои силы. Мне еще хочется «поймать на крючок» молодых артистов, приходящих в театр, заинтересовать их чем-то необычным, чтобы, научившись азам профессии, они все не уехали покорять столицы, а остались в родном театре. 
В кукольном театре возможно все. Другое дело, что зрители не привыкли видеть в нас театр для всех. Но мы начинаем приучать их к тому, что и кукольный театр может говорить о важном, наболевшем. Уникальность таких спектаклей в синтезе кукольного и драматического театра. Актеры, играющие вживую, и необычные куклы в этих спектаклях на равных. Булгаковская история не стала менее трагичной из-за того, что спектакль «За гранью» наполовину кукольный. 
Мы успели показать его раз пять. Он стационарный, возить его нельзя, иначе теряется многое - свет, спецэффекты. Поэтому показываем только на своей сцене. И зритель приходит для нас непривычный: взрослый, гораздо выше меня ростом (смеется). И реакция этих зрителей для меня как режиссера-постановщика тоже непривычная: после спектакля студенты колледжа аплодировали стоя. Это дорого стоит, значит, достучались мы до зрительских сердец».
Профессиональные награды, считает Оксана Постевка, налагают еще большую ответственность перед театром и зрителем. И на вопрос «что дальше?» отвечает осторожно. «Всегда есть какие-то задумки, озвучивать  их пока не буду, скажу только, что очень хочется поставить комедию для взрослых». 
Галина БАЛАШОВА
 

                       

 

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости

«Три фазы» навсегда

Трехфазный режим работы светофоров в Саранске сохранится, и более того, охватит новые перекрестки

Знаменательный день

В село Белозерье Ромодановского района впервые в истории Мордовии приехал руководитель региона

Каникулы с пользой

20 тысяч юных жителей республики отдохнут в летних оздоровительных лагерях Мордовии

«Не брала!»

Экс-директор Саранского медицинского колледжа Елена Орлова не признает получения взяток

Вопрос на 100 тысяч

Врач из Саранска подготовила вопрос, который оказался не по зубам знатокам элитарного клуба «Что? Где? Когда?»

Электронный рубеж

В Мордовии комплекс «Дорожный пристав» в потоке движения выявляет автомобили должников