Интерес к пивной культуре в нашей стране постепенно набирает обороты - появляется все больше пивных энтузиастов и экспертов, открываются тематические пивные бары и пабы, появляются местные частные пивоварни, в каком-то смысле формируется аудитория. И все же этот интерес (интерес именно культурный) пока еще довольно мал, во всяком случае если сравнивать с тем, что происходит на Западе. Меж тем тема пива невероятно обширна и интересна. Мы тоже сделали попытку освоения этой бесконечной территории и попросили директора сети розничных магазинов частной саранской пивоварни BIEREIN Оксану Рузманову выступить в качестве эксперта.
Вдохновение и творческий процесс
«Хотелось сделать хороший продукт, которым бы мы могли гордиться и за который не было бы стыдно. Своеобразную пивную визитную карточку нашего города, - рассказывает Оксана Рузманова. - Это сопутствующий бизнес, который не является основным источником дохода. Поэтому пивоварение - это скорее для души. Так что нас можно назвать энтузиастами.
Изначально мы понимали, что не можем конкурировать с крупными производителями в объёмах, поэтому сделали ставку на качество. Для частной пивоварни производить плохое пиво просто невыгодно. Поэтому к выбору оборудования и технологии мы подошли со всей тщательностью: объехали всю Европу в поисках эксклюзивного вкуса. Нужный продукт был найден на одной из чешских пивоварен. Было закуплено аналогичное оборудование, которое на сегодня в Европе считается лучшим. Там же в Чехии нашли поставщиков солода и ячменя. Производитель направил для монтажа, пуска линии и обучения сотрудников опытного чеха-пивовара. Все стандарты были полностью соблюдены, поэтому наш напиток по характеристикам ничем не уступает изначальному чешскому образцу. Но при этом наше пиво является эксклюзивным, за счёт того что мы используем местную воду.
Конечно, мы - молодая пивоварня: производим пиво с 2014 года. Поэтому нас пока нельзя сравнить с европейскими пивными производствами, чья история насчитывает порой не одну сотню лет. Но в этом и наше преимущество - новое оригинальное пиво получается эксклюзивным предложением на рынке.
Аналогов нет даже в Европе
За 25 лет люди отвыкли от хорошего пива и его вкус просто забыли. Мы же возрождаем традиции настоящего пивоварения, и, думаю, со временем любовь именно к качественному, настоящему напитку среди населения появится вновь. Такая своеобразная «пивная революция» в отдельно взятом регионе. И уже сейчас можно сказать, что количество потребителей, которые выбирают натуральный продукт, становится всё больше.
В производстве пива применяют солод, хмель и дрожжи. Ингредиенты дробят и перемалывают, затем происходит варка. После проходит процесс брожения при специальной температуре, и пиво настаивается не менее трёх недель. Именно этот срок является минимальным для производства качественного продукта. Многие промышленные производители стремятся как можно быстрее реализовать напиток и порой сокращают время выдержки чуть ли не до двух суток.
Но именно от срока выдержки зависит, какое пиво будет произведено. К примеру, через 21 сутки вы получите лёгкое светлое пиво. Есть ценители, которые предпочитают, чтобы пиво выдерживалось дольше. При этом градус не повышается, но увеличивается плотность пива. Такой напиток не предназначен для быстрого потребления, его вкус нужно смаковать.
Наша пивоварня выпускает два сорта классического пива «Чешское» и «Баварское», которые делаются из импортного сырья. Также мы варим специальный сорт «Чешское Весеннее» из сырья, которое закупаем в Беларуси. Это качественный сорт, который обойдётся потребителю дешевле не за счёт более низкого качества, а из-за того что у соседей покупка компонентов обходится дешевле. Также мы выпускаем «Австрийское» и «Венское» пиво, чей эксклюзивный вкус достигается за счёт добавления солода разных сортов.
Немаловажна и наша ценовая политика. Например, в соседнем регионе производитель пива, который варит продукт на точно таком же оборудовании и из такого же сырья, продаёт пиво в два раза дороже. Но так как у нас менее платёжеспособное население, мы установили вполне гуманные цены.
Мы регулярно удивляем жителей Мордовии новинками. Этой зимой в наших магазинах появилась медовуха по приемлемым ценам из натурального мордовского мёда. Её рецепт был составлен на основе секретов медоваров из Владимирской области, чей напиток широко известен в России. Кроме того, варим VIP-пиво, выдержка которого составляет от 60 до 90 суток. Даже в Европе ни одна пивоварня не может себе позволить производить пиво с такой длительной выдержкой. Его можно достать только по заказу и за очень большие деньги. Мы же имеем возможность продавать его всем желающим.
В настоящее время в плане эксперимента вводим новое хранилище, для того чтобы настоящие ценители могли заказать у нас пиво с определённой выдержкой и конкретного сорта. Таким образом потребитель сможет дистанционно поучаствовать в производстве и купить эксклюзивное пиво, которое больше не найдёт нигде. Подобной услуги для потребителей нет даже в Европе.
Реализация пива сильно зависит от внешних условий. Всё-таки, как и квас, это напиток тёплого времени года, и даже погода сильно влияет на продажи. Мы ориентируемся на спортивные события - к дням, когда проходят важные футбольные, хоккейные матчи, мы повышаем объёмы, чтобы болельщики имели возможность купить в наших магазинах свежее пиво.
К чемпионату мира по футболу - 2018, игры которого пройдут в том числе в Саранске, мы также подготовим для фанатов из разных стран пиво нашей частной пивоварни. Уверены, что они по достоинству оценят наш напиток. Есть идея открытия в Мордовии к чемпионату специализированного пивного ресторана пивоварни BIEREIN. Хотя сейчас не самое лучшее время для таких масштабных проектов, но, если финансовая ситуация в стране улучшится, вполне возможно, город получит свой пивной ресторан с продукцией местной частной пивоварни.
Не пьянки ради…
Употребляя алкогольный напиток, каждый преследует определённую цель. Свою целевую группу мы видим в тех людях, которые предпочитают наслаждаться напитком, а не быстрее опьянеть.
Нельзя не упомянуть и тот факт, что в Мордовии, как, впрочем, и по всей России, культура потребления пива только развивается. Потребитель, можно сказать, привык к массовому продукту, который порой не отличался качеством и разнообразием. Поэтому настоящее пиво только входит в нашу жизнь. Тут можно провести аналогию и сравнить пиво с молоком: обывателю, привыкшему пить магазинное молоко из разведённого порошка, настоящее парное молоко деревенской коровы тоже покажется непривычным. Но именно оно и является самым полезным и настоящим.
Уверена, что так называемая культура потребления качественного пива в стране будет повышаться. Исследования показывают, что в Европе раскрученные марки пива употребляет в основном молодёжь. А вот люди постарше предпочитают пиво небольших пивоварен, где за счёт более мелкого производства удаётся удерживать качество напитка на высоком уровне.
На вопрос, как отличить хорошее пиво от плохого, нельзя ответить однозначно. Здесь трудно ориентироваться на степень раскрученности бренда, цена может абсолютно не соответствовать качеству, а характеристики напитка, которые написаны на этикетке, сложно проверить. Но известно одно - свежее, «живое» пиво всегда будет уступать «мёртвому» напитку, будь он в стеклянном, пластиковом или жестяном «гробике» со сроком хранения в полгода. Пивной концентрат на консервантах с выдержкой в пару дней никогда не сравнится с настоящим выдержанным пивом, в которое пивовар при производстве вложил всё своё умение.
На нашей пивоварне мы отказались и от сильной газированности пива, к которой привыкли. Газ отбивает вкус, плохо влияет на пищеварительный тракт, пиво быстрее всасывается, вследствие этого быстро наступает опьянение. Мы же можем гарантировать, что при среднем объёме потребления нашего продукта, скажем, трёх литров вы обезопасите себя от такого неприятного явления, как похмелье или расстройство пищеварения.
Крафтовое пиво - это продукт, в котором конечной целью являются не прибыль и популярность, не хобби и охота за острыми ощущениями. Крафтовое пивоварение - это процесс, в котором независимо от затрат времени и средств творчество и личность пивовара реализуются в создании нового незаурядного продукта.
Это не только пиво и даже почти не бизнес. В первую очередь это творчество и попытка показать, что пиво - это намного больше, чем просто алкогольная жидкость для утоления жажды».