ЖКХ по-новому

Социум

1 января вступил в силу закон о предоставлении пожилым гражданам и инвалидам льгот при уплате за капремонт. Право на получение 50% компенсации при уплате взносов за капремонт предоставляется одиноким собственникам жилых помещений старше 70 лет, на такую же компенсацию могут рассчитывать инвалиды 1 и 2 групп, дети-инвалиды и граждане, воспитывающие детей-инвалидов. 100% компенсации полагается гражданам старше 80 лет. Но компенсации по капремонту не будут распространяться на тех, кто уже получает другие льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Впрочем, и кроме этого, в жилищном законодательстве произошло немало изменений, которые коснутся всех. Подробно об этом во время круглого стола, организованного в Саранске партией «Единая Россия», рассказали начальник Государственной жилищной инспекции Евгений Филиппов, директор Республиканского фонда капитального ремонта многоквартирных домов Алексей Матрёнин, первый заместитель министра ЖКХ и гражданской защиты населения РМ Владимир Чудайкин и заместитель министра энергетики и тарифной политики РМ Сергей Нищев.
Нет счётчиков на воду - плати втридорога!
- С января произошло много изменений, - говорит первый заместитель министра ЖКХ Владимир Чудайкин. - Например, графа «Водоотведение» теперь будет называться «Плата за отведение сточных вод». К тому же услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов перенесены из платы за содержание и ремонт жилого помещения в коммунальные услуги.
Отметим, что это позволит оплачивать услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов исходя из числа зарегистрированных граждан, а не с площади занимаемого жилого помещения, как было раньше.
- С января вступает в силу закон, ужесточающий меры к недобросовестным плательщикам энергоресурсов, - продолжает Владимир Чудайкин. - Законом предусматривается повышающий коэффициент за несвоевременную оплату потреблённых услуг. Так, для жителей штраф будет составлять 1/300 ставки рефинансирования с 31-го дня просрочки, 1/130 ставки - с 90-го дня. Для организаций штраф 1/300 ставки рефинансирования будет уже с первого дня задержки оплаты.
Больше платить будут и те, кто не удосужился поставить индивидуальный прибор учета на воду. Для них начинает действовать повышающий коэффициент. Уже с января без приборов учета вода будет стоить в 3 раза дороже установленных коэффициентов, а с 1 июля - в 5 раз! Всё это должно стимулировать собственников помещений устанавливать индивидуальные приборы учета. 
Еще одно новшество - с 1 июля 2016 года управляющие компании и ресурсосонабжающие организации будут обязаны размещать на федеральном портале всю информацию о предоставленных услугах. Это сделано, чтобы полностью раскрыть информацию о деятельности компаний. К тому же жители домов смогут увидеть, какие расходы у УК. Сейчас не все получают информацию в полном объеме. 
Гарантия на проведенный капитальный ремонт - 5 лет
Директор Республиканского фонда капитального ремонта Алексей Матрёнин рассказал о проделанной работе и поделился планами на будущее:
- Наш фонд работает 3 года, за это время было много нововведений, теперь изменения заканчиваются, начинается их шлифовка. За 2 года программы отремонтировали 211 домов, большое участие в этом принимал консолидированный бюджет. Все свои обязательства мы выполнили. На 2016 год перед нами стоят еще более масштабные задачи, мы увеличили и число ремонтируемых домов в 2,5 раза и на столько же увеличили финансирование. На 31 декабря 2015 года собрали 528 миллионов рублей с населения. 95% этих средств уже направлено на проведение работ. Работы, которые можно делать в холодное время года, делаем сейчас (инженерные коммуникации, бытовое оборудование). Ремонт кровель планируем начать в первых числах мая, может, и в конце апреля, если погода позволит. Гарантия на проведенный капитальный ремонт - 5 лет. Если за это время обнаружатся недостатки, то подрядчик, выполнявший работы, обязательно их исправит. Если он к тому моменту прекратит существование, меры воздействия на него все равно найдутся. А вообще мы очень тщательно проводим отбор подрядчиков, внимательно изучаем трудовые книжки, с нулевым опытом работы у нас нет никого.  
В этом году мы планируем отремонтировать у 127 домов кровлю, это более 107 тысяч квадратных метров. На моей памяти в таких объемах ремонт не проводился. У 30 домов отремонтируют фасады, это относится к программе по подготовке города к чемпионату мира по футболу. Планируем заменить 19 лифтов, на это уйдет более 42 миллиона рублей. Акцентирую внимание, что это будет именно замена лифтов, а не их ремонт. В 9 домах работы по установке лифтов уже завершаются. 
До 1 мая необходимо принять краткосрочный муниципальный план на 2017-2018 годы, чтобы люди смогли провести общее собрание, определиться по видам и составу работ. Нам это даст возможность провести все необходимые организационные и конкурсные процедуры, войти в новый год с готовой программой и сразу приступить к работе.        
Хотелось бы отметить финансовую дисциплину собственников жилья. Если в конце 2014 года сбор за капремонт составлял 60% с населения, то сейчас - 81,5%. Изменились и сами вопросы собственников. Если раньше спрашивали - надо ли платить, то сейчас интересуются, когда будет ремонт и что нужно сделать, чтобы приблизить его сроки. Муниципальные образования также стали платить лучше, сбор с них составил порядка 86%, за исключением Саранска.  
Одна из самых действенных мер по улучшению сборов за капитальный ремонт - отмена льгот для должников. Когда человек получает квитанцию без льгот, он начинает интересоваться причиной. Он приходит к нам или в отдел по соцобеспечению, и ему объясняют, что льготы вернутся с погашением долгов. Мы идем в этих случаях навстречу, заключаем договор о реструктуризации долга.
Второй эффективный способ - иски в суд. В прошлом году мы направили 64 иска, и все они были удовлетворены. Сарафанное радио сработало, люди стали платить лучше. Не последнюю роль сыграла и реклама по федеральным каналам о необходимости платить за капремонт. По телевидению и в прессе было много разъяснений, проходили различные ток-шоу на эту тему, дело пошло. Будем и дальше продолжать работать с неплательщиками. Мы взяли за правило рассылать в месяц 100 уведомлений должникам, 90% оплачивают долги после его получения.  
Неправильно рассчитал - заплати штраф
- За 2015 год в Жилищную инспекцию поступило 2753 обращения граждан, - сообщил начальник Государственной жилищной инспекции Евгений Филиппов. - Это очень много. Причем примерно 45% - обращения на неправильность начислений за коммунальные услуги. При этом последние изменения в Жилищном кодексе предусматривают ответственность виновных лиц в виде обязанности уплаты штрафов в адрес потребителей коммунальных услуг, если было произведено неправильное начисление. А такие случаи были, в том числе и курьезные. Некоторым гражданам в ноябре прошлого года было начислено вместо 5 тысяч 55 тысяч рублей. Понятно, что это ошибка, но, чтобы таких ошибок не случалось, законодатель предусмотрел штрафные санкции в размере 50% от неправильно начисленной суммы. Думаю, в таком случае потребитель будет рад «возвращению» 25 тысяч рублей!
Кроме того, если вы получили некачественную коммунальную услугу, поставщик этой услуги заплатит штраф. Например, вам предоставлена некачественная услуга. Тогда вам делают перерасчет на определенную сумму, допустим, на 100 рублей. Так, поставщик этой услуги должен еще оплатить потребителю штраф в размере 30% от этой суммы. 
Приведу еще один пример. Если раньше в течение недели вода не соответствовала качеству или температуре, перерасчет потребителю делали именно за эти 7 дней. Теперь, если услуга не предоставлена в качественном виде, для перерасчета берется весь расчетный период. Кроме того, прописаны и сроки на ремонт. Допустим, случилась авария, граждане все равно оплачивают услугу, хотя ее и не получают. Однако если период неполучения качественной услуги превышен (по холодной воде - это 8 часов суммарно в течение месяца и 4 часа единовременно), то за этот месяц не должно быть начисления за эту услугу! Все эти нововведения подстегивают управляющие компании и ресурсоснабжающие организации соблюдать правила, иначе у них будут большие убытки.
О внеплановых проверках и протоколах общего собрания
- Теперь органам Государственного жилищного надзора дано право проводить внеплановые проверки без согласования с прокуратурой, и главное - не нужно за три дня уведомлять УК о грядущей проверке, - продолжает Евгений Филиппов. - В первую очередь это касается выполнения лицензионных требований. Раньше тоже были внеплановые проверки, но они были по вопросам содержания и текущего ремонта, состояния жилого фонда. 
Ранее общее собрание собственников могло быть созвано только по инициативе собственника помещений многоквартирного дома. Теперь действующее законодательство дает такое право и управляющей компании. Изменения коснулись и протоколов общих собраний. Раньше бывали случаи, когда приносили разные протоколы собрания по одному и тому же вопросу, но с разными решениями. Причем на каждом собрании был зафиксирован кворум. Теперь протокол общего собрания в течение 5 дней должен предоставляться в управляющую компанию и органы Государственного жилищного надзора, где протокол хранится в течение 3 лет. Орган жилищного надзора этот протокол проверяет на легитимность и размещает в государственной информационной системе. После этого протокол считается действительным. Если в течение календарного месяца появляются другие протоколы по этому же вопросу, то это дает нам право на проведение внеплановой проверки о ходе собрания и появления протоколов. К тому же раньше к протоколу прикладывался так называемый реестр собственников, но этот реестр не давал понятия, по какому вопросу голосовали люди. Может, этот реестр остался с собрания, когда голосовали по установке в подъезде домофона? Теперь к любому решению общего собрания прикладывается бюллетень голосования по конкретному вопросу, не важно, касается это общедомового имущества или выбора способа управления дома - вопрос голосования должен быть прописан конкретно! К тому же в этом реестре должны быть ФИО голосующего, правоустанавливающий документ и доля собственности в этом многоквартирном доме. В одной квартире может голосовать не один человек, поскольку и собственников у помещения может быть несколько!
Совет дома - тоже авторитет!
Теперь собственники могут сами решать вопросы текущего ремонта. Уже не управляющие компании будут диктовать условия, когда и что следует отремонтировать, а собственники многоквартирных домов. Раньше считалось, что подобное решение может принять только ТСЖ. Сейчас такое право дается и совету дома - что и когда необходимо сделать, откуда взять деньги, проконтролировать накопление средств по содержанию и текущему ремонту.
А с 1 апреля планируется принятие нормативно-правового акта на уровне Российской Федерации о переходе на прямые договоры. На сегодняшний день прямые договоры существуют только на оплату коммунального ресурса. Поставщиком же услуг является управляющая компания, исключение - ТСЖ. Сейчас, если ресурсоснабжающая организация поставляет услугу ненадлежащего качества, ответственность несет управляющая компания. Но с 1 апреля этого года планируется перевести ресурсоснабжающие организации на прямые договоры. Тогда и управляющие компании начнут заниматься тем, чем по сути своей должны заниматься, - содержанием и текущим ремонтом.
О социальной норме потребления
- В ближайшее время никакого роста коммунальных платежей не будет, поскольку тарифы мы не увеличиваем, - заверил присутствующих заместитель министра энергетики и тарифной политики РМ Сергей Нищев. - Очередное повышение - 1 июля 2016 года. 
Что же касается социальной нормы потребления электроэнергии, то ее планировали ввести в 2014 году, все было рассчитано, но правительство приняло решение запустить пилотный проект в нескольких регионах и проанализировать его итоги. Мы со своей стороны тоже делали такой анализ - в 2012 году проанализировали 100 тысяч жителей Мордовии, составили социальную норму. Так вот, 90% жителей республики от введения социальной нормы потребления электроэнергии никак финансово не пострадали бы. Но сейчас речь идёт о том, чтобы вообще забыть о таком понятии. 
Людмила АНЮТИНА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости