Мордовия приступила к внедрению региональной системы обработки Единой социальной электронной карты жителя республики. Данный проект призван повысить качество, надежность и доступность предоставления различных услуг, а также максимально персонализировать их. О том, когда переход на «карточную систему» случится на практике и чем он может быть интересен населению, мы попросили рассказать министра информатизации и связи РМ Олега Соколова.
- Идея разработки такого решения была продиктована, что называется, самой жизнью. По мере совершенствования технологий неизбежно растет и доля безналичных расчетов. Опять-таки в 2018 году Саранску предстоит принять у себя матчи чемпионата мира по футболу. А ФИФА, как известно, требует, чтобы уровень обслуживания его гостей и участников был соответствующим, в том числе в вопросах обеспечения безопасности на объектах.
Характерно, что в основе системы находятся преимущественно отечественные разработки. Реализуемые к тому же с применением механизма частно-государственного партнерства. Правительство Мордовии (в лице Министерства информатизации и связи) выступает в качестве функционального заказчика. АККСБ «КС Банк», признанный победителем открытого конкурса, является инвестором. Технологическое же сопровождение проекта обеспечивают компании группы «МИКРОН» - ОАО «Дизайн-центр «МИКРОН»», а также ОАО «НИИ молекулярной электроники и завод «МИКРОН». Мало того, программное ядро системы (процессинговый центр) будет задействовать вычислительные мощности местного DATA-центра, а производство важнейших компонентов - так называемых валидаторов (то есть считывателей карт) - предполагается организовать на Саранском телевизионном заводе.
Как ожидается, первыми получателями карт станут «льготники» - матери-одиночки, студенты, сироты, инвалиды, пенсионеры и другие граждане, имеющие право на получение различных социальных выплат. В перспективе благодаря привязке к лицевому счету им будет доступен целый ряд «электронных» приложений. Таких, например, как транспортное, продовольственное, образовательное, медицинское, коммунальное, бонусное и даже ветеринарное. То есть всего один документ откроет доступ сразу к множеству услуг.
На первом этапе, правда, из-за масштабности и сложности поставленных задач плюс ввиду высокой социальной «чувствительности» населения к проекту решено ограничиться внедрением только одного приложения - транспортного. В уходящем году совместно с Администрацией Саранска проведено исследование процессов организации транспортного обслуживания и мер социальной поддержки граждан, разработаны и уточнены механизмы функционирования системы. Выпущены даже образцы карт, уже интегрированных с транспортным приложением. В декабре система запускается в тестовом режиме, а уже в январе планируется начать ее макетную эксплуатацию.
Кстати, вопреки досужим домыслам пассажиры - пользователи социальных электронных карт особых изменений не почувствуют. Ни к ограничению числа бесплатных поездок, ни уж подавно к полной отмене существующих норм нововведение не приведет. Уже хотя бы потому, что предоставление льгот регламентируется действующим законодательством России и Мордовии. Что же касается учета проезда, то он необходим лишь для отслеживания основных процессов, происходящих на транспорте, - состояния пассажиропотока, наличия на маршруте требуемого количества автобусов и троллейбусов. Появится и возможность четко разделить пассажиропоток на льготные и нельготные категории. В конечном итоге это будет способствовать созданию условий для перехода на экономически обоснованные тарифы, повышению качества обслуживания населения и оптимизации работы предприятий общественного транспорта.