«Образование превратили в товар»

Социум

Быть грамотными, образованными и обладать высокими нравственно-этическими качествами - вот чего ждут от молодых людей, покидающих сегодня стены учебных заведений. Обсудить пути развития, вопросы и проблемы качества образования собрались на минувшей неделе руководители саранских школ. На встрече присутствовали мэр города Петр Тултаев, министр информатизации и связи РМ Олег Соколов, а также представители вузов республики.

Переход на односменное обучение
Перед началом мероприятия можно было посмотреть, что могут сделать юные Кулибины в стенах своих школ. Учащиеся гимназии № 12 продемонстрировали мэру города Петру Тултаеву, как они получают энергию из воды, ребята из лицея № 26 показали машины, которые объезжают встречающиеся на их пути препятствия, а шестиклассник из лицея № 43 представил собранный из «Лего» умный дом.
- Сегодня многое делается для того, чтобы дети могли получить качественное образование. Ежегодно тратятся миллионы рублей на ремонт и модернизацию школ. Основная наша задача - переход на односменное обучение. При этом в прошлом году вторая смена была в одиннадцати школах Саранска, - отметила начальник Управления образования Администрации Саранска Оксана Шуляпова. - Благодаря постройке школы на полторы тысячи мест в районе реки Тавла будут решены проблемы наполняемости школ Октябрьского района, а с завершением реконструкции школы № 10 по улице Солнечной во многом эта проблема снимется и для школ Пролетарского района.
Опираясь на положительный опыт калининградских школ, Оксана Шуляпова посоветовала активнее использовать в первую смену специализированные кабинеты по музыке, физике, химии, чтобы во вторую смену нагрузка на детей стала меньше.
В прошлом году 21524 ученика саранских школ приняли участие в олимпиадах, что на 20% больше, чем в предыдущем. Ребята предпочитают состязаться в знаниях по математике, физике, биологии, русскому языку и литературе. Но получить качественное образование без высококвалифицированного педагога, совершенствующего свое мастерство, невозможно.
- В 2014/2015 учебном году в школах Саранска работали 443 педагога со стажем до 5 лет, - сообщила Оксана Шуляпова. - За лето в школы Саранска устроились на работу 58 молодых специалистов. Тем не менее процент учителей пенсионного возраста - 17,8 - у нас немного выше общереспубликанского.
Отдельного рассмотрения заслуживают результаты ЕГЭ. В этом году 55 выпускников саранских школ (4,1%) не получили аттестаты, в то время как в прошлом году таких было чуть более 30.

«Олимпиады должны быть с 4 по 11 класс»
Об особенностях организации качественного образовательного процесса рассказала директор саранского лицея № 7 Ирина Ванисова.
- В последние годы мы только и занимались тем, что модернизировали школы. У нас, например, в классах интерактивные комплексы. Сейчас основная задача - чтобы все это оборудование использовалось грамотно и эффективно.
Средний возраст педагога в нашем лицее - 43 года, доля молодых специалистов - 17%, хотя по программе на 2015 год в школе должно работать не менее 20% учителей в возрасте до 30 лет.
Нельзя не отметить, что профессиональному росту способствуют различные конкурсы для учителей. А в системе образования их не так уж много. Подготовить педагога для очного конкурса - очень трудоемкая задача. Можно проводить дистанционные методические конкурсы для учителей. Они будут доступны большему количеству участников, к тому же не потребуют финансовых затрат.
Также Ирина Ванисова заметила, что сейчас для учеников 5 и 6 классов олимпиады не проводятся, хотя в 4 классе они есть. Но нужна непрерывность олимпиадного движения, а чтобы работа давала положительные результаты, необходимо активное сотрудничество с вузами при подготовке ребят для муниципальных и всероссийских турниров.
- Оптимальное обучение - это пятидневка, - уверена Ирина Ванисова. - По крайней мере пятидневка обязательно должна быть в начальных классах. Конечно, это непростой шаг, требующий детальной проработки. Однако это позволит разгрузить школу по субботам, даст возможность работать с родителями, будущими первоклассниками, проводить дополнительные занятия. Все это обязательно должно сказаться на качестве образования.
Ирина Ванисова также отметила необходимость снижения бумагооборота. Именно поэтому в лицее № 7 утверждено положение, согласно которому бумажные журналы будут использоваться лишь в выпускных классах, во всех остальных - только электронные.

«Любое нововведение встречается вопросом: «Зачем нам это нужно?»
- Несмотря на все инновации, школа остается достаточно архаичной, - делится своими соображениями директор школы № 43 Сергей Баранов. - Главное для большинства населения - получить аттестат и поступить в вуз. И любое нововведение в системе школьного образования встречается вопросом: «Зачем нам это нужно?». Вторая проблема - педагогические кадры. Учитель, проработавший большую часть жизни в советской школе, воспринимает новые требования достаточно тяжело. Третья проблема - ЕГЭ. Единый экзамен способствует тому, чтобы учащиеся не стремились к эксперименту, инновациям, поскольку их основная задача - подготовиться к шаблонному испытанию. Ну и последнее - современная идеология превратила образование в товар, а любой товар, по мнению человека, приобретается легко и доступно. Поэтому и образование все хотят приобрести легко и просто. В понимании большинства, чем проще знания приобретаются, тем лучше. И эти идеологические издержки, на мой взгляд, сильно препятствуют получению качественного образования.
Сергей Баранов поделился с присутствующими опытом реализации концепции «Школа для всех и для каждого».
- В условиях большой школы реализация инновационного проекта сопряжена с рядом трудностей. Это и работа в две смены, и большая загруженность учителей, к тому же отбор учащихся в школу не такой, как в школах меньшего размера. Поэтому для себя мы выбрали концепцию «Школа для всех и для каждого». С одной стороны, очень важно выполнить государственный стандарт, с другой - надо сделать так, чтобы каждый школьник нашел свой предмет и углубленно им занимался. И здесь на первый план выходят роль учителя, его любовь, или даже фанатизм, к своему предмету. Именно учитель заинтересовывает школьника и подталкивает к более углубленному изучению своего предмета.
Всем известно, что английский язык постепенно вытесняет изучение других иностранных языков. Однако в нашей школе интерес к немецкому языку превалирует. За последние 4 года 12 человек из нашей школы ездили в Германию не по одному разу. Два-три выпускника поступают на факультет иностранных языков на отделение «Иностранный язык». Учителя немецкого языка для каждого одаренного ребенка подготавливают индивидуальный план. Иногда у ученика по русскому оценка «три», а по немецкому - «пять». Получается, что научить родному языку сложнее, чем иностранному?
Технический прогресс в наше время очевиден, но интерес к техническим дисциплинам в школе падает. Однако с приходом в нашу школу нового учителя по физике заинтересованность этим предметом заметно выросла. Уже 4 года в нашей школе работает элективный курс естествознания. Есть и курс робототехники. Ученики с удовольствием его посещают, собирают модели, делают презентации. Учитель, который не боится учиться сам, обязательно научит и других.

Бэтмен или Илья Муромец?
Школа должна не только давать знания детям, но и воспитывать. По словам директора саранской гимназии № 29 Ольги Марисовой, сегодняшние школьники восхищаются Бэтменом и Суперменом, но не знают подвигов Ильи Муромца, девочки могут все рассказать о Барби, но не знают историю Матрешки.
Собравшиеся отметили, что важно приобщать детей к родному языку, истории, этнокультуре и духовным ценностям. Положительно влияют на воспитание подрастающего поколения мероприятия, в которых дети участвуют вместе с родителями. Ведь именно так лучшее всего происходит преемственность семейных ценностей и интересов.

Полиция и школа
- В этом году на базе школы № 29 откроется кадетский класс с полицейским уклоном, - начал свое выступление начальник отдела охраны общественного порядка УМВД по г.о. Саранск Сергей Калядин. - Плюсы кадетских классов всем известны, и нет необходимости вновь их озвучивать. У нас в коллективе работают сотрудники, которые когда-то заканчивали кадетские классы. На самом деле не столь важно, в каком направлении функционирует кадетский класс - МЧС, казачество, полиция, нахимовцы, их идея - патриотическое и правовое воспитание. Хочется сказать, что мы готовы к сотрудничеству с каждой школой - можем провести какое-либо мероприятие, классный час или просто побеседовать с учениками.
Нельзя не отметить и проблемные моменты. Основная проблема - употребление наркотических веществ несовершеннолетними. Несмотря на принимаемые сотрудниками правоохранительных органов меры, показатели остаются на том же уровне. В связи с этим мы настаиваем на ежедневном общении администрации школы с полицией. Ведь все, что происходит в школе, обычно делается в группе, поэтому важно быстро отреагировать на проблему.

Людмила АНЮТИНА, фото Юрия ГЛЕБОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости