«Кармен» едет в Париж!

Социум

Свершилось! Полгода переговоров и два месяца интенсивной работы ознаменовались долгожданной премьерой. Музыкальный театр имени Яушева в минувшие выходные представил на суд зрителя новый балет «Кармен» на вечную музыку Жоржа Бизе. Бизе написал музыку для оперы на сюжет новеллы Проспера Мериме в 19 веке, тогда парижская публика не приняла ее, премьера оказалась провальной. Петр Ильич Чайковский по этому поводу писал: «Опера Бизе - шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…».

Слова Чайковского оказались пророческими. Опера «Кармен» и по сей день является одним из самых популярных и любимых произведений во всем мире, отдельные партии и арии разошлись на музыкальные цитаты, исполняемые на пианино или на синтезаторе - музыка эта узнаваема всеми и впитывается практически с молоком матери. Правда же, кто не слышал знаменитой мелодии "Торреадор, смелее в бой", кто, учась в музыкальной школе, одним пальцем не пытался наиграть на клавишном инструменте знакомые ноты? Да, мир переменился, и теперь оперу осваивают на новых музыкальных инструментах, она звучит по-новому на цифровом фортепиано, она объединила обладателей музыкальных инструментов Yamaha и Casio. Музыкальный магазин Сама RU рад разным любителям музыки, в том числе и поклонникам оперы, так как здесь можно купить все для наслаждения музыкой. 

Опера в постановке нашего театра:


Есть опера "Кармен" и в репертуаре нашего музыкального театра, и в балетной постановке. Музыка Бизе и «история страсти», конечно же, не могли оставить равнодушными и хореографов, которые в разное время пытались воплотить ее в танце. Для нас, советских, российских любителей балета, Кармен на все времена - несравненная Майя Плисецкая. «Кармен-сюиту» кубинского балетмейстера Альберто Алонсо, одноактный балет на музыку Бизе в обработке Родиона Щедрина, видел хоть раз в жизни, наверное, каждый. Была такая добрая советская традиция показывать телезрителям балет, приобщать народ к высокому искусству. Однако до недавних пор полноценного 2-актного балета «Кармен» мировая сцена еще не видела. И вот тут наш театр стал первым. Как это случилось? Вот главный вопрос, который интересовал всех журналистов на пресс-конференции, состоявшейся незадолго до мировой премьеры балета в музыкальном театре. Отвечал на него Армен Карапетян, художественный руководитель компании «Франс-концерт», благодаря сотрудничеству с которой и возник этот совместный проект. Важно отметить, что именно «Франс-концерт» взял на себя все расходы по созданию международного авторского проекта. Армен Карапетян сам из «балетных», в 90-х эмигрировал во Францию, многие годы занимается совместными постановками, гастролями, хорошо знает балетный мир постсоветского пространства. Компания «Франс-концерт» работает в Европе уже 25 лет и, между прочим, является представителем венского оперного театра и миланского театра «Ла Скала». Так выглядит постановка оперы в нашем театре: Благодаря связям в мире искусства этой французской компании удалось завязать в одну команду оркестр Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, звезд балета из театров Киева, Донецка, Львова, Санкт-Петербурга, хореографа-постановщика Надежду Калинину (Санкт-Петербург), музыкального аранжировщика Виктора Войтека (Минск), художника-постановщика Аллу Сорокину, главного художника Национального академического драматического театра Республики Беларусь, художника по костюмам Светлану Тундавину (Саранск), артистов и других специалистов саранского театра. Решающим, как подчеркивает Армен Карапетян, стал его разговор с директором театра имени Яушева Татьяной Первовой: «Я понял, что с этим человеком можно иметь дело. Мы («Франс-концерт») давно хотели получить этот продукт. Во Франции нет такого балета. Мы нашли несколько театров, которые хотели бы работать над этим материалом, но не представляли, что это будет так трудно. В первую очередь из-за расстояний, разделяющих нас. Париж - Саранск - маршрут не самый короткий. На этом проекте встретилось очень много интересных людей, впервые работающих в такой интернациональной бригаде». И опережая вопросы журналистов, Армен Карапетян отметил, что все споры и конфликты были только творческие, «политику мы оставим политикам». Плечом к плечу в балете танцуют артисты Киевского национального театра оперы и балета имени Тараса Шевченко и Донецкого национального тетра оперы и балета имени Соловьяненко. К слову, некоторые донецкие артисты этим летом уже получили мордовскую прописку, балетная труппа театра вообще разбогатела сразу на 15 человек, приехавших из Киргизии и Украины. Главная трудность для всех готовивших премьеру - сжатые сроки. И хоть нашим к таким темпам не привыкать («Тысяча и одна ночь» тоже была сделана за два месяца), пришлось работать буквально день и ночь, чтобы успеть к заявленной премьере. Художественный руководитель проекта Алексей Батраков считает, что балетная труппа театра стала на 3-4 головы выше. «Уже сейчас говорят, что в Саранске есть балет. Мне каждый день звонят и просятся в нашу труппу. Конечно, работа над спектаклем была каторжная, но мне приятно, что люди с такими разными характерами здесь у нас сработались». На европейские гастроли отправятся 22 артиста балета нашего театра. Гастроли «Кармен» в Европе начнутся с Парижа, где балет покажут трижды. Всего спектаклей запланировано 60. И пройдут они в городах трех стран - Франции, Бельгии, Швейцарии. На саранской сцене образ Кармен примерили на себя заслуженные артистки Украины Екатерина Алаева и Ольга Кифьяк, в партии Хозе танцевали Александр Гордеев из Михайловского театра Санкт-Петербурга и Евгений Светлица, ведущий солист Львовского национального академического театра оперы и балета, Эскамильо поочередно были наш Алексей Чумаков и ведущий солист донецкого театра Игорь Казаков. И только у восхитительной исполнительницы партии Микаэлы, заслуженной артистки Украины Виктории Дымовской, замены в этом спектакле нет. Мордовские зрители отметили особую пластику балерины и грациозную манеру ее танца. Кстати, о зрителях. Многие из них специально приехали на балет из районов республики. Своеобразным дебютом балет «Кармен» стал для художника-постановщика спектакля Аллы Сорокиной. Дело в том, что вот уже пятый год она - главный художник Национального драматического театра Республики Беларусь. И Саранск видел ее работу на фестивале русских драматических театров «Соотечественники». Это был спектакль «Пане Коханку» с Ростиславом Янковским в главной роли, так понравившийся нашему зрителю. Алла Сорокина признается, что для нее работа над балетом новый опыт. «Это счастье - работать с мировой классикой. Я была приятно удивлена таким точным воплощением моей сценографической мысли. Все, что я задумала, сделали замечательно. Хочу поблагодарить за это главного художника театра Владимира Фурсова и всю его команду - за профессионализм и умение работать по европейским срокам». Любительское видео с постановки оперы: Надежда Калинина - хореограф-постановщик балета «Кармен» - является главным балетмейстером Государственного музыкального камерного театра «Санкт-Петербург Опера», на ее счету более тридцати постановок в театрах России и ближнего зарубежья. Для нее работа над «Кармен» стала очередной творческой ступенью. Хотя как хореографа ее больше привлекает не классика, а современные сюжетные балеты. Ведь такие балеты придумываются полностью - от подбора музыки до рисунка танца. «Подобные балеты помогают мне самовыразиться, что больше всего и ценю в своей работе, - говорит Надежда Калинина. - Я отношусь с уважением к классическому наследию мирового балета. Но не считаю нужным и интересным для себя заниматься переносом спектаклей великих мастеров. Себя же позиционирую как авторского хореографа». И надо отдать должное Надежде - ее «Кармен» получилась оригинальной. Артисты продемонстрировали высокий профессиональный уровень. Правда, заложенного музыкой ожидаемого накала страстей зритель в этом спектакле не увидел. Обеим исполнительницам партии Кармен одинаково не хватало огня. Хотя создатели балета уверяли, что первый и второй премьерные показы - это два разных спектакля, ибо многие вещи ставились индивидуально для каждого артиста. 20 октября мордовская часть интернациональной труппы уезжает на первые в своей жизни зарубежные гастроли. Спектакль, который зрители увидят после европейских гастролей, будет уже совершенно иным. Танцевать в нем будут только наши артисты. Руководство театра обещает, что «Кармен» вернется к нам в феврале, и балет войдет в репертуар музыкального театра.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости