«Кармен» возвращается на родную сцену

Социум

27, 28 и 30 мая в Музыкальном театре имени Яушева пройдут три показа балета «Кармен» - балета, который объездил с гастролями всю Францию, а на родной сцене показывался только два раза - осенью прошлого года. Напомним, что создавался балет на музыку Бизе интернациональной командой под руководством «Франс-концерта» и на базе нашего музыкального театра. В сегодняшнем балете танцуют только наши артисты - главные партии в нем будут исполнять Наталья Царева (Кармен), Илья Перепелкин (Хозе) и Дмитрий Владимиров (Эскамильо).

Перед премьерой журналист «ВС» встретился с исполнителями главных ролей и директором театра Татьяной Первовой, чтобы узнать, как живет мордовский балет после первых зарубежных гастролей и что ожидает зрителя в следующем сезоне.

Татьяна Первова: «Франция не испугалась санкций…»
«Мы решили сделать три спектакля к закрытию сезона, потому что зрители очень ждут этот балет. Ведь сразу после премьеры «Кармен» уехала на длительные гастроли по Европе. Теперь в нем танцуют только наши солисты, балет вошел в репертуар театра. После Саранска повезем его в Пензу. Там очень хорошо приняли нашего «Дон Кихота», мы показывали его буквально на днях. Мы возобновляем свое давнее сотрудничество с Пензой и теперь будем частыми гостями у них. Налаживаем связи и с Саровом, у них роскошная площадка - драматический театр с оркестровой ямой. А мы всегда выезжаем полным составом, с оркестром.    

У нас должны были состояться еще одни зарубежные гастроли, в марте мы планировали поехать в Венгрию. Но из-за санкций они не состоялись. Получилось, что Франция не испугалась санкций, а Венгрия спасовала. Представители венгерской стороны были у нас здесь и пригласили к себе с «Лебединым озером» и «Аленой Арзамасской». Но увы…

Есть предложения о зарубежных гастролях и сейчас, но в Европу лучше ехать в рождественские каникулы, когда большой поток зрителей.

Балет, опера - это искусство, в которое надо очень много вкладывать. Мы 4 года в этих стенах прожили на энтузиазме, но сейчас подошли к той черте, когда дальше без поддержки жить не сможем. Нужны профессиональные музыканты, танцоры. Чтобы приглашать достойных, нужно заинтересовать артистов материально, ведь эти люди десятки лет отдают освоению профессии. Вот вы приводите в пример марийский балет, а ведь там солисты получают в десять раз больше, чем у нас. В Нижнем Новгороде в кордебалете зарплата - 35 тысяч. Я очень переживаю, когда с театром расстаются наши артисты, уезжают в другие города. Но их тоже можно понять. Им хочется больше танцевать, получать достойную зарплату. Я очень надеюсь, что мы получим поддержку от нашего правительства, потому что есть понимание нужности и важности театра для республики.

В планах на следующий год у нас реставрация «Лебединого озера», мечтаем поставить «Щелкунчика», возможно, это будет совместный проект с хореографической школой. Мы мечтаем о «Ромео и Джульетте» и приглашаем для этой постановки хореографа. Хотим возобновить традицию театра открывать сезоны оперой Чайковского «Евгений Онегин», она шла в нашем театре с 1937 года. А этот сезон закрываем 4 июня оперой Россини «Севильский цирюльник» с приглашенным Фигаро - Константином Бржинским, солистом «Геликон-опера» и нашим земляком».

Наталья Царева: «У меня еще не было ролей, где бы кипели такие страсти»

Наталья Царева работает в балетной труппе театра имени Яушева 8 лет, исполняет главные партии во всех спектаклях. Училась она в хореографическом училище в Перми, потом вернулась на родину в Саранск, где и нашла свое счастье - и профессиональное, и личное. Наталья замужем, воспитывает маленькую дочь Марию. Вот и от зарубежных гастролей отказалась, не захотела надолго оставлять малышку без мамы. Муж Андрей к балету никакого отношения не имеет, он работает в строительном бизнесе, но жену всячески поддерживает. Через полгода после рождения дочери балерина вернулась к своим ролям. Родители Натальи тоже люди далекие от сферы искусства - они железнодорожники. А Наташе с детства хотелось танцевать, и она упорно двигалась к своей мечте. Ее осуществлению не помешала даже травма, полученная на последнем курсе обучения. Наталья признается, партия Кармен - мечта любой балерины.
«Мы репетируем свои партии уже два месяца, постепенно втянулись в непривычную для нас хореографию. Но самое сложное в этом балете для меня не техническая сторона. Мне приходится больше работать над образом моей героини. Суметь сыграть все эти страсти актерски для меня так же важно, как безошибочно станцевать. У меня еще не было ролей, где бы кипели такие страсти. Мне по жизни это не особо близко. Я совсем другая. Мне гораздо ближе лирические героини.
Я смотрела премьеру с приглашенными солистами, и мне было очень интересно. Честное слово - я смотрела этот балет как кино, ждала развязки. Я уже знала, что через полгода буду танцевать Кармен. Конечно, я смотрела «Кармен-сюиту» Майи Михайловны Плисецкой, проникалась этим образом, много раз смотрела запись балета, поставленного у нас. Сейчас с нами занимается хореограф-постановщик балета Надежда Калинина, она специально приехала из Питера, вносит последние штрихи в балет. Какой получится моя Кармен, судить зрителям, но я очень стараюсь».

Дмитрий Владимиров: «По духу мне мой герой очень нравится»

Дмитрий Владимиров работает в театре имени Яушева с 2004 года. В его творческом багаже - темпераментный Базиль в «Дон Кихоте», принц Зигфрид в «Лебедином озере», Синдбад и атаман разбойников в «Тысяче и одной ночи». Дмитрий счастливый отец 10-летней Ани и 5-летней Наташи. Причем Анна - ученица 3 класса хореографической школы, будущая балерина.  
«Мне в «Кармен» досталась роль тореадора, который бьется с быками, он - любимец женщин. По духу мне мой герой очень нравится, и хореограф-постановщик говорит, что мне эта партия очень подходит. Она сама выбрала меня на роль Эскамильо.
В этом спектакле мы - артисты театра - впервые столкнулись со своеобразной хореографией Надежды Калининой. Она не упускает ни одной ноты в музыке, все наполняет смыслом, насыщает движением. Но смотрится все колоритно, мощно. Спектакль получился очень интересный. На премьере во Франции кулисы открывали 4 раза. Вообще у «Франс-концерта» не принято премьеру сразу показывать в Париже, обычно спектакль обкатывают сначала в провинции. Но в случае с «Кармен» они сделали ход конем. И пресыщенный парижский зритель, заинтригованный рекламой, несколько раз заполнял 4-тысячный зал.
На французских гастролях я танцевал в кордебалете, два месяца жил в атмосфере этого балета. Уже во время гастролей примеривался к образу Эскамильо, мне очень хотелось станцевать эту партию. Она изначально легла мне на душу, возможно, потому что я уже танцевал испанцев в «Дон Кихоте» и «Пахите». Надеюсь, я правильно показываю страстный испанский темперамент зрителям».       

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости